Совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский, фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Совладелец и первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский дал интервью Ведомостям. В нем он рассказал о конкуренции капиталов в банковском секторе, сокращении доли пенсионеров в клиентской базе банка и о том, когда можно будет выйти на IPO. Frank Media приводит основные тезисы.

  • Сергей Хотимский и его брат Дмитрий приобрели банк в 2002 году, тогда его активы составляли $300 тыс. «Мы всегда росли с той скоростью, с которой зарабатывали. По сути, весь капитал Совкомбанка сформирован за счет прибыли – чистой, после налогов», — говорит он. Другого бизнеса, кроме банковского, у братьев нет. 
  • Хотимский считает, что банковский бизнес надо строить так, чтобы можно было все продать, а клиентские деньги вкладывать в ликвидные активы. Он уверен, что кредиты самому себе – это в 99% случаев неликвид. «Мой розничный портфель у меня с руками оторвут, да еще и премию заплатят к балансовой цене. Корпоративные кредиты тоже все понятные, за них соревнуются крупнейшие банки. Бумаги – абсолютно рыночные, их можно в любой момент продать», — рассказывает он.
  • Банки, у которых есть капитал, себя прекрасно чувствуют — и государственные, и частные, считает Хотимский. Эффективность у них на исторических максимумах, а дальше начинаются банки, у которых нет никакого капитала. ЦБ создал ситуацию, в которой рост основан на основе реального капитала, идет не конкуренция активов и пассивов, а конкуренция капиталов. «Деньги зарабатывать можно, потому что реальная конкуренция не такая уж жесткая, поскольку состоит только из банков, у которых есть капитал», — отмечает он.
  • Розница Совкомбанка отбивает всю себестоимость, несмотря на то, что фондирование дороже, а маржа в корпоративном бизнесе ниже. «Розницей мы все окупаем: все, что мы заработали на корпоративном бизнесе, – это уже наша прибыль. Мы можем себе позволить работать в корпоративном бизнесе на тонкой марже», — говорит Хотимский.
  • Примерно 40% клиентов Совкомбанк — это люди в возрасте 45+. В 2014 году доля таких клиентов была больше — 60%. Хотимский сказал, что банк смещается к более привычной аудитории банковских услуг. По его словам, конкурировать за пенсионеров стало сложнее, так как появился Почта Банк, а для пенсионеров почта — это все. 
  • Более двух третей активов банка — это залоговое кредитование, основные по объему активы — это ипотека и автокредиты, и только 6-7% находится в необеспеченном кредитовании. «Мы теряем долю рынка в беззалогах, когда на нем условно все хорошо, но мы успеем ее нарастить, когда станет плохо», — сказал Хотимский.
  • Банк проведет IPO, когда будут рыночные условия. Сейчас разместиться на международном рынке непросто, а давать демпинговые цены желания нет, говорит банкир. К рыночным условиям мы ближе, чем когда-либо, начиная с 2014 года. «Есть разрядка санкционной риторики, это раз. И появилась уже привычка к текущей ситуации – в том числе на Западе уже привыкли. Шока нет», — считает Хотимский.
  • Хотимский называет себя и брата чуть ли не единственными банкирами в России, которые не хотят продать свой банк. Многие хотят продать этот бизнес, потому что он уязвимый, отмечает он.
  • Монополия Сбербанка должна быть ограничена, и ЦБ предпринимает меры, которые дают уже результаты, в частности, создавая Систему быстрых платежей. Главное, чтобы ЦБ не стал новым монополистом. По мнению Хотимского, идея с платежами по QR-кодам выглядит так, что ЦБ хочет заниматься новой услугой, которая могла бы рыночно развиваться.