Фото: pxhere.com

Портал Эконс, запущенный ЦБ и посвященный экономическим и финансовым исследованиям, опубликовал исследование о бизнес-моделях российских банков. Портал проанализировал бизнес-модели более 1000 банков с 2007 по 2018 год, исключая Сбербанк и ВТБ. Главный вывод исследования – доля банков-универсалов ежегодно сокращается, а доля специализированных банков и банков без выраженной бизнес-модели, наоборот, растет.

Как считали. Бизнес-модель определялась на основании продуктовой линейки банка. Если у банка широкий набор продуктов для населения и компаний, он универсальный. Если же он делает ставку на какие-то определенные операции – специализированный. Специализированные модели разделены на 5 моделей: «Население-Предприятия» (банк привлекает в основном розничные депозиты, а выдает корпоративные кредиты), «Корпоративный банк» (корпоративные депозиты и кредиты), «Расчетный центр» (привлекает средства организаций и размещает их в денежные средства), «Инвесткомпания» (специализируется на ценных бумагах) и «Розничный банк» (депозиты физлиц и розничные кредиты). Если показатели не соответствуют ни одной категории, у банка нет выраженной бизнес-модели.

Главные выводы.

  • С 2007 по 2018 резко сократилась доля универсальных банков – с 53% до 35%. Самое сильное падение началось с 2014 года. Также заметное снижение наблюдалось в 2009-2010 годах – после кризисов, когда у многих банков вымывалась клиентская база.
  • При снижении темпов экономического роста падает спрос на банковские услуги, из-за чего универсальные модели становятся менее популярными.
  • За 10 лет выросли доли специализированных банков и банков без выраженной модели. В 2007 специализированных было 31%, в 2018 – 39%. Банков без модели было 16%, стало 27%. Это произошло, так как банки начали концентрироваться на ограниченном круге клиентуры.
  • Специализированные банки чаще всего предпочитают модель «Расчетного центра». В 2007 году таких было 10,7% (от общего числа банков), а в 2018 – 16,7%. Почти вдвое выросла доля банков с моделью «Население-Предприятия» — с 3,6% до 7%. С 1,3% до 6,5% выросла доля «Инвесткомпаний», с 0,9% до 2,8% — доля «Розничных банков».
  • Существенно сократилась доля «Корпоративных банков» — с 14,6% в 2007 году до 5,6% в 2018. Бизнес-модель корпоративных банков оказалась довольно неустойчивой – часть банков стала универсалами, а часть превратилась в расчетные центры.