Ситуация в Казахстане может создать новые факторы риска для курса рубля, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова (аналитическая записка есть у Frank Media).

Орлова отметила, что на конец 2021 года курс доллара составлял 74,3 рубля за $1, а в период новогодних праздников рубль ослабел до 77 рублей за $1 на фоне политической нестабильности в Казахстане. Как добавила экономист, несмотря на возвращение валютного рынка к более приемлемым уровням, проявившиеся в последние недели факторы в целом ухудшают взгляд по рублю на 2022 год.

Одним из моментов, который выделила экономист, стало то, что последствия событий в Казахстане могут оказаться более долговременными, чем сейчас ожидают рынки, но пока ситуация развивается по позитивному сценарию.

«Хотя изначально политическая дестабилизация в Казахстане воспринималась как угроза из-за рисков для российских интересов в среднеазиатском регионе и возможности потенциальной напряженности с Китаем и/или роста рисков новых санкций в случае военного участия России во внутреннем конфликте в Казахстане, Россия пока избегает этих моментов», — указала Орлова.

Экономист подчеркнула, что до текущего момента геополитический риск был полностью сосредоточен на отношениях России и Украины, а теперь появился новый фактор риска, связанный с азиатским регионом. Ситуация в Казахстане усиливает опасения по поводу общей ситуации в Средней Азии, где наблюдается рост напряженности после смены власти в Афганистане.

«Второй момент заключается в том, что, как Украина является источником конфликта интересов между Россией и НАТО/США, Казахстан может стать источником противоречий между Россией и Китаем, который, по оценкам, контролирует примерно 20-25% добычи полезных ископаемых в Казахстане. Хотя прямого столкновения российских и китайских экономических интересов не наблюдается, напряжение может проявиться, если Россия и Китай сделают ставки на разные части казахской элиты, которая, как показывают текущие события, является неоднородной», — отметила экономист.

Помимо этого, считает Орлова, ситуация в Казахстане показала, что теперь нельзя ориентироваться на подобный формат политического транзита власти.

«Казахстан считался хорошим примером для российского политического транзита в 2024 – до последнего времени формат передачи власти от Назарбаева к его приемнику считался успешной политической конструкцией, однако теперь на этот опыт ориентироваться будет нельзя. Российский рынок рассматривает дестабилизацию в Казахстане как подтверждение того, что президент Путин сохранит свой пост и после 2024, однако возможно, что ситуация в Казахстане проявится лишь в том, что российская политическая элита окажется без четкого плана политического транзита вплоть до самого последнего момента, что будет иметь негативные экономические последствия», — добавил Орлова.

Главный вывод из событий в Казахстане заключается в том, что ситуация в Средней Азии больше не является предсказуемой, и это представляет собой негативные новости для рубля, отметила экономист.