Алексей Коровин, основатель Skill Cup,в общей сложности проработал в банках 23 года. В 2016 году он решил сменить сферу деятельности и заняться образованием. Коровин присоединился к компании, занимающейся корпоративным обучением. У нее есть обучающая платформа Skill Cup, которая дает возможность сотрудникам различных компаний проходить микрокурсы в смартфоне в любом месте – например, по пути на работу или в перерыве.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Банковская карьера. Коровин пришел в банковскую сферу в 1993 году. Он успел поработать в банках Российский кредит, ИМПЭКСбанке, затем Райффайзбанке, пять лет возглавлял российскую дочку ОТП Банка, три года отвечал за розницу в Альфа-Банке, а также работал в Восточном и БКС Банке.

«Это, наверное, были попытки найти вдохновение в той ситуации, когда изменился рынок. И я многое видел: я банки покупал и банки продавал, я отвечал за розничный бизнес крупнейшего частного банка, отвечал за весь бизнес российского ОТП Банка. Но когда я начал работать в БКС Банке в 2016 году, я понял, что каждая новая история потребует от меня захода в ту же самую реку, в которой я был. И меня к тому времени уже активно привлекали истории сделать что-то свое», — рассказывает Коровин.

Почему обучение. Возможно, это связано с родителями, говорит Коровин. «У меня папа был доктором наук и преподавал в МИРЭА, а мама — кандидатом наук и работала в системе профтехобразования. У меня, скажем так, преподавательские корни», — говорит он.

Коровин говорит, что выбирал дело в соответствии с принципом трёх кругов Дж. Коллинза. Согласно ему, проект нужно выбирать на пересечении трех кругов: то, что можешь делать; то, что любишь и то, что перспективно. «Я могу управлять большими командами, создавать коллективы, помогать людям и компаниям расти. Я люблю развитие и обучение, я участвовал в наставничестве», — рассказывает Коровин. И, наконец, цифровое обучение перспективно, потому что характер работы у многих людей изменился — они стали меньше времени проводить в офисе.

Главный проект. Коровин присоединился к компании Active Learning в 2016 году в качестве совладельца и гендиректора. Всеми проектами (их три) Коровин руководит вместе с двумя партнерами – Романом Мандриком и Андреем Завьяловым. Тогда Active Learning занималась созданием контента — написанием обучающих курсов на заказ, но за прошедшее время фокус сместился в сторону разработки платформы для обучения сотрудников. Этот проект называется Skill Cup.

Фото из презентации Skill Cup
Фото из презентации Skill Cup

Платформа — это единое решение, которое может использоваться десятками или сотнями заказчиков, рассказывает Коровин. Де-факто Skill Cup появился полтора года назад после работы над проектом локального комитета по организации Чемпионата мира по футболу.

«Мы сделали платформу для обучения волонтеров, которые работали на ЧМ. В итоге 40 тысяч волонтеров прошли обучение через нашу платформу в 2017 и 2018 году – для Кубка конфедерации и Чемпионата мира», — говорит он. У комитета была большая книга – Кодекс волонтера. Чтобы обучить волонтеров быстрее, для них сделали микрокурсы, позволяющие запомнить и повторить нужную информацию в виде роликов или инфографики, иллюстрирующих поведение волонтеров в разных ситуациях. Например, как вести себя на стадионе или что делать, если кто-то из зрителей хочет получить автограф у Лионеля Месси.

В итоге стало ясно, что работают малые форматы обучения, говорит Коровин. Это 5-10 минут, когда человек может в метро, в автобусе или очереди, пройти какую-то часть контента. Он не привязан к рабочему месту и может маленькими кусочками «потреблять» обучение. В отдельный (и основной) проект Skill Cup выделился в конце 2017 года. Причем некоторые компании используют его не только для корпоративного обучения, но и для коммуникации со всеми сотрудниками, а также для легкой адаптации новых сотрудников к правилам компании.

Фото из презентации Skill Cup
Фото из презентации Skill Cup

Проект для банка. Для ВТБ компания Коровина делала на заказ обучающую платформу для предпринимателей — Ближе к делу. «Мы договорились с известными предпринимателями, среди которых были Алексей Васильчук (Чайхона №1), Дмитрий Кибкало (Мосигра), инвестор Аркадий Морейнис. Они поделились своими знаниями, мы эти знания упаковали и сформировали на основании знаний наших спикеров курс для начинающих предпринимателей — чтобы они освоили основы продаж, финансов, права и так далее», — описывает Коровин.

Обучение через игру. В проекте используются два типа геймификации, говорит Коровин. Первый – учебная дуэль. «Сотрудник, который проходит обучение, может вызвать коллегу на дуэль: первому дается несколько вопросов по пройденному материалу и ограниченное время, чтобы на них ответить. Его коллега получает вызов, в течение суток отвечает и кто-то из двоих выигрывает», — рассказывает Коровин. Второй тип взят из соцсетей: сотрудник во время прохождения заданий может лайкнуть то или иное задание, и администратор поймет, что человеку понравилось, а какую часть курса стоит доработать.

Кто клиенты. Сейчас у Skill Cup около 25 клиентов. Среди них — BMW (обучение сотрудников дилерских центров), Avon, ВТБ, Локо Банк, OFFPRICE, Danone, а также компании среднего бизнеса. Их сотрудников обучают продажам, тайм-менеджменту, информбезопасности. Часто обучающие отделы компаний-клиентов пишут курсы для сотрудников самостоятельно.

Фото из презентации Skill Cup
Фото из презентации Skill Cup

Результаты. Некоторые компании делятся со Skill Cup своими результатами. Например, Avon запустил два больших потока продавцов. Один был обучен через Skill Cup, а второй – нет. Продажи первой группы выросли на 21%. А Tele2 увеличила в три раза количество сотрудников, которые добровольно учатся и развивают свои компетенции. В среднем 86% сотрудников компании-поставщика металлопродукции Craft Group (из тех, кто был зарегистрирован на Skill Cup) посещают платформу ежемесячно – это тоже очень хороший показатель, отмечает Коровин.

Экономика проекта. Свои вложения в проекты Коровин не раскрывает. Однако говорит, что в Skill Cup вложено около миллиона долларов. Компания, которая покупает доступ к Skill Cup, платит от десятков тысяч до сотен тысяч рублей в месяц – в зависимости от количества обучающихся сотрудников.

Помимо Skill Cup и Active Learning (компания еще иногда создает курсы на заказ) у Коровина и партнеров есть третий проект – Rubilix, сервис визуализации результатов команд продажников. Он позволяет продажникам в режиме реального времени отслеживать свои результаты и делает прогноз премии, которую сотрудник получит. В прошлом году выручка всех трех проектов составила около миллиона долларов. Rubilix, по словам Коровина, это уже прибыльный проект, а Skill Cup выйдет в операционную прибыль до конца года.

Перспективы. Skill Cup должна стать самой популярной платформой корпоративного мобильного обучения, говорит Коровин. В первую очередь Skill Cup будет развиваться в России и странах СНГ. В России, говорит Коровин, потенциальных клиентов Skill Cup – компаний крупного и среднего бизнеса, около 5 тысяч. Это компании, в которых от 100 сотрудников, кому интересно обучение. В среднем рынок электронного обучения по миру растет примерно на 10% в год, а рынок мобильного обучения — на 35%, говорит Коровин.

Мировой рынок мобильного обучения в прошлом году составил порядка $9 млрд, а к 2023 году он приблизится к $45 млрд. Российский рынок оценить сложно. «Мы оцениваем пока потенциальный рынок мобильного обучения на горизонте 2-3 лет не больше чем в миллиард рублей. Но эта картинка может очень быстро измениться. Потому что меняется сам паттерн, то, как люди пользуются телефоном. Они стали использовать телефон по 4-5 часов в день и все чаще отказываться от ноутбуков», — рассказывает Коровин. Обучение может быстро уйти в телефон, благодаря, например, школьному обучению. Языки уже изучаются в основном через смартфоны. «Когда мобильное обучение станет корпоративным стандартом, рынок может вырасти в разы. Мы к этому готовимся. Верим в миссию», — заявляет он.