Unsplash

Руководитель управления клиентского счастья Райффайзенбанка Кирилл Матвеев рассказал о трендах на рынке сбережений в колонке для Frank Media. Введение налога на проценты по вкладам делает альтернативы классическим депозитам более востребованными, а также приводит к появлению новых банковских сервисов, считает он.

Как и почему меняется рынок вкладов. За последние 7-8 лет российский банковский рынок пережил период крайне высоких и небывало низких ставок. За это время отношение людей к вкладам резко менялось. Если в 2015 году вкладчики могли переводить деньги из одного банка в другой в поисках лучшей доходности, то в 2020 году спрос стабилизировался, и на первый план вышли такие параметры как удобство и возможность проводить операции с деньгами онлайн.

Однако в 2020 году появился закон о налогообложении доходов по вкладам и накопительным счетам. Также под него попали и текущие счета, если ставка по ним более 1% годовых. Это крайне важный для рынка фактор, влияние которого еще предстоит оценить. Впервые вкладчики заплатят налог в 2022 году, но их поведение стало меняться еще в 2020 году, а в будущем приведет к появлению новых сервисов для расчета сберегательных и инвестиционных стратегий.

«Хитрый» налог. Налогообложение процентов по вкладам зависит от ключевой ставки – на начало 2021 года она составляла 4,25%, поэтому не облагаемая налогом сумма дохода составляет 42,5 тысяч рублей. По данным ЦБ, средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков была минимальной в октябре 2020 года и составляла чуть более 4% годовых. Сейчас она выросла до 6,5% годовых.

Таким образом, налог могут заплатить и те, чьи вклады составляли менее 1 млн рублей, но доходность была относительно высока — допустим, 5% годовых на весь срок. Доля таких вкладов не слишком велика, но они также есть.

Банки передают информацию о доходах в налоговую, которая рассчитывает сумму к уплате. И первые такие квитанции из ФНС мы получим в 2022 году. После этого рынок начнет меняться еще активнее.

Тренды. Уже сейчас можно выделить несколько трендов:

  • Во-первых, это стимулирует переток денег на текущие и брокерские счета. В целом, чем ниже ставки в экономике, тем больше людей ищут способы увеличить доходность сбережений. С этим отчасти связан бум частных инвестиций в 2020 году, когда ставки по вкладам были на исторических минимумах. Эта тенденция сохранилась в 2021 году, а уже в следующем стоит ждать нового притока. Инвестиционные стратегии сложнее и тоже предполагают комиссии и налоги, но есть ИИС с налоговыми вычетами и возможность получить доходность выше, чем по вкладам.
  • Во-вторых, в связи с появлением разного налогообложения и льгот для финансовых продуктов, все больше и больше возникает запрос не только на финансовое консультирование, но и на учет налоговых последствий. А также расчет потенциального дохода с учетом налогов при выборе продукта или размещении портфеля сбережений. Пока таких сервисов для массовых клиентов на рынке нет. Следующим шагом будет консультирование клиента при решении продать или закрыть какой-либо инструмент или продукт — что ему будет выгоднее опять же с учетом всех налоговых вводных. Конечно, это будет сделано в удобном и понятном для клиента формате, а потом сервис станет моментальным.
  • Третий сопутствующий тренд — это инвестиции в недвижимость. Перегрев рынка, который мы сейчас видим, отчасти связан с изменением сберегательного поведения тех же вкладчиков. При наличии достаточной суммы сбережений в период кризиса люди стараются вложить деньги в недвижимость или землю. Доходность этого способа невелика, но он представляется наиболее надежным в период нестабильности. Поэтому спрос на покупку жилья, вероятно, сохранится достаточно высоким.

Выводы. Все это ведет к смещению фокуса внимания на инвестиционные продукты и инструменты для гибкого управления сбережениями, учету налоговых последствий и диверсификации. Традиционная стратегия — положить деньги на счет и ждать выплаты процентов — уже не так популярна. Поведение клиентов усложняется и ожидания растут. Им нужны простые, доступные, понятные способы увеличить сбережения, сформировать необходимый капитал, приобрети жилье. Это изменит банковские продукты и приложения, сделает клиентов более мобильными, и борьба за лояльность станет еще более актуальной.

Автор – руководитель управления клиентского счастья Райффайзенбанка Кирилл Матвеев