Банк России, создавая свои проекты, не пытается конкурировать с участниками финансового рынка, а делает это для развития инфраструктуры, заявила в интервью газете «Коммерсант» первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.

«Жалобы на то, что мы конкурируем с коммерческими решениями, мы слышим регулярно и всегда от одних и тех же участников рынка. Но это не соответствует реальности. Центральный банк делает и развивает проекты … именно как инфраструктуру для финансового рынка. Мы не работаем с клиентами, и основная часть доходов банков, заработанных ими на клиентских операциях с использованием нашей инфраструктуры, остается на их балансах», — сказала Скоробогатова.

По словам Скоробогатовой, существует три основные причины, когда Банк России создает инфраструктурные проекты. Первая причина заключается в необходимости создания условий для справедливой конкуренции, например, равноудаленной инфраструктуре, где все участники рынка имеют одинаковые права подключения к ней и работают по единым правилам.

«Мы были бы очень рады, если бы, как в некоторых странах, банки сами создали консорциумы и с их помощью построили такую инфраструктуру для всех. В нашей стране этого не произошло, поэтому пришлось этим заняться нам как регулятору. Но подчеркиваю: мы сделали это как инфраструктуру, и банки-участники уже сами, используя ее, зарабатывают на сервисах», — отметила она.

Две другие причины — необходимость повышения доступности финансовых и платежных услуг для граждан и бизнеса, а также защита и развитие национального суверенитета, добавила Скоробогатова.

Первый зампред ЦБ отметила, что инфраструктуру можно было бы теоретически отдать рынку, но в таком случае возникает вопрос возврата инвестиций, обеспечения равноудаленности, развития инфраструктуры в интересах государства, граждан и бизнеса.

«Кто-нибудь из коммерческих игроков это может обеспечить? Очевидно, что нет», — сказала Скоробогатова.