В ближайшем будущем на российском финансовом рынке может остаться пять-семь крупных игроков, это произойдет на фоне глобального тренда на олигополизацию в разных индустриях, заявил на форуме Ассоциации банков России в Сочи «Банки России — XXI век» главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский.

«Я говорил об одном тренде, который происходит по всему миру, не только в России, в разных индустриях, не только в финансовом секторе — это укрупнение игроков, олигополизация рынка. Раньше в России были сотни банков, сейчас таких игроков, которые, говоря откровенно, действительно конкурируют, представляют из себя что-то такое интересное, ну, их десятки», — сказал Верхошинский.

Верхошинский пояснил, что цифровизация приводит к тому, что клиенты могут легче менять банки и финансовые институты, их требования становятся выше, а лучшие игроки на рынке забирают клиентов у средних и мелких игроков.

«Когда-нибудь, наверное, можно себе представить через десять лет, не знаю, два-три игрока на нашем рынке финансовом. Я не говорю «банка», скажем так, это могут быть и новые совершенно игроки, но в ближайшей перспективе, в ближайшем будущем, я думаю, конкуренция сузится с нынешних двух десятков игроков до пяти-семи игроков, и это конкуренцию обостряет, эта концентрация крупных игроков», — добавил он.

Аналогичное мнение разделяет зампред правления банка ВТБ Вадим Кулик. По его словам, на рынке уже осталось только несколько крупных игроков, просто это пока незаметно.

«Почему это так? Смотрите, вы все пользователи мобильных приложений. Как вы думаете, сколько крупных функций в мобильном приложении физического лица? Они измеряются тысячами … Производство этой вот штучки там внутри стоит денег, причем достаточно приличных. В результате получается такой замкнутый цикл: те, у кого есть деньги, могут вложиться в развитие этих фичей, чтобы получить новые деньги и новых клиентов», — сказал Кулик.

Кулик добавил, что в рамках этого цикла игрок финансового рынка может подняться, постоянно привлекая новых клиентов и вкладывая новые деньги, тогда как те, у кого нет денег на эти цели, год за годом теряют возможность развиваться.

«Де-факто, мы еще не увидели обрушения мелких игроков, но в действительности этот маховик уже работает с бешеной скоростью», — сказал Кулик.

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов не согласился с мнениями Верхошинского и Кулика.

«Я считаю, что в значительной степени наши стратегии, наши инфраструктурные проекты, регуляторные меры направлены на то, чтобы место под солнцем было не только у крупных игроков, и чтобы средние и мелкие банки имели возможность найти свою нишу, не дискриминационно получали доступ к данным, имели возможность аутсорсить ряд процессов, которые формируют у них сегодня избыточную себестоимость, избыточные издержки и благодаря каким-то находкам могли действительно очаровывать клиентов и иметь свое, как я уже сказал, место под солнцем», — сказал Швецов.

По мнению ЦБ, на рынке будут появляться другие игроки, например, крупные e-commerce-компании, которые покупают банки.

«Мы видим впервые, наверное, за последние годы интерес внешних инвесторов к входу на банковский рынок, технологических компаний и не только. Так однозначно говорить, что приговор вынесен и другой альтернативы нет, я бы не стал, наоборот, у регулятора есть намерение поддерживать конкурентную среду не в форме пяти-семи игроков, а в форме большого количества финансовых организаций», — заключил он.