Unsplash

Ассоциация ФинТех (АФТ) и компания Accenture опросили банки и других участников рынка на тему развития финансовых технологий до 2023 года. Frank Media выбрал главное из результатов исследования.

Детали. В опросе приняли участие 27 банков (в том числе 16 банков из топ-20), 25 страховых компаний и 25 прочих представителей рынка. Авторы исследования отмечают, что сейчас на смену существующим моделям традиционных участников рынка приходят новые бизнес-модели.

Так, часть банков продолжит бороться за внимание клиента и превратится в цифровых персональных менеджеров. Эволюция этой модели — выход за рамки отрасли и превращение в экосистемного игрока.

Другие банки найдут свою уникальную нишу, специализируясь на отдельных продуктах, и станут «цифровыми киллерами».

Часть участников рынка уйдет на задний план и превратится в провайдеров финансовых продуктов, предлагая свои услуги другим игрокам как сервис.

Одновременно с ними будут развиваться операторы открытых платформ в роли агрегаторов финансовых продуктов и услуг — в отличие от экосистемных игроков они будут предоставлять доступ партнерам к платформе, не поставляя собственные продукты.

Какие приоритеты у банков По итогам опроса авторы исследования выбрали приоритетные направления в развитии финансовых технологий. Участники опроса также рассказали, что, по их мнению, мешает развитию каждого из направлений, и предложили свои инициативы, которые помогут справиться с этими вызовами.

Представители банков назвали следующие приоритеты:

  • Безопасный финансовый рынок: противодействие киберугрозам и мошенничеству (важность этого приоритета отметили 100% опрошенных банков). Среди существующих проблем банки назвали отсутствие формализованного обмена информацией по финансовым мошенничествам между участниками рынка. Еще одна проблема — отсутствие требований к информационной безопасности технологических компаний, которые предоставляют финансовые услуги (финтех, телеком, e-commerce) и неоднозначность регулирования в этой области. Чтобы противостоять этим вызовам, банки предлагают создать кросс-отраслевую базу для предотвращения инцидентов в области информационной безопасности и мошенничества, а также общерыночный полигон для тестирования уязвимости ПО. Банки также отметили необходимость регулирования финтех-компаний.
  • Среда для развития финтех-инноваций: выстраивание целостной финтех-экосистемы (важность отметили также 100% банков). Банки замечают сложность перехода стартапов к этапу пилотирования продукта из-за высоких издержек на интеграцию в процессы банка. Еще одна проблема — небольшое количество участников в сегменте финтех-стартапов и ограниченное предложение финтех-решений для крупных игроков. Также участники рынка ощущают нехватку компетенций в финтех-сфере, причем в первую очередь участники опроса отмечали дефицит компетенций для отрасли у профильных IT-специалистов. Чтобы решить эти проблемы, банки предлагают развивать экспериментальные правовые режимы, включая регуляторные песочницы, и внедрять стандарты API для интеграции с рыночной инфраструктурой.
  • Развитие механизмов доступа к данным, включая сведения из государственных систем, открытых и частных источников, в том числе авторизованные клиентами личные данные (важность отметили 80% опрошенных банков). Следует расширить возможности использования и дать равный доступ к данным — как к инструменту развития финансовых услуг, поддержки здоровой конкуренции и созданию новых дата-центричных бизнес-моделей, считают опрошенные участники рынка. Этому может помешать отсутствие четких правил игры на рынке данных: нехватка понятной классификации данных, неточность требований по их хранению и обработке. Пока недостаточно решений и технологических стандартов для обмена данными. Чтобы справиться с этими вызовами, банки считают нужным развивать «Цифровой профиль», создать централизованную базу хранения юридических досье компаний в электронном виде (в привязке к ЕГРЮЛ, с возможностью доступа для банков) и актуализировать регуляторную базу в области использования и обмена данными. 
  • Развитие платежной среды: удобных, прозрачных и понятных, быстрых и безопасных цифровых платежных услуг на основе эффективной и надежной платежной инфраструктуры (важность отметили 88% опрошенных банков). В первую очередь этому мешает падение маржинальности платежного бизнеса, считают банки. Еще два ключевых вызова — монополизация рынка крупными банками и их экосистемами и потеря значимости для потребителя бренда банка (коммодитизация платежных услуг). По мнению банков, решить эти проблемы можно с помощью расширения доступа к национальной платежной инфраструктуре (включая платежную систему ЦБ, СБП, НСПК и других) для небанковских игроков, развития цифровых способов инициации платежей и новых платежных сервисов, унификации стандартов и требований к участникам, упрощения проведения трансграничных расчетов (в том числе с точки зрения скорости, стоимости, рисков платежей).
  • Невидимые финансы: новые возможности для легкого и бесшовного встраивания различных финансовых продуктов и услуг в бизнес игроков любых отраслей — то есть модель «финансовые услуги как сервис» (значимость этого приоритета отметили 84% банков). Развитию этой отрасли могут помешать, прежде всего, ограничения для бесшовного встраивания электронной цифровой подписи в голосовые сервисы, мобильные приложения, носимые устройства для предоставления финансовых продуктов и услуг, а также отсутствие регулирования и инфраструктуры для взаимодействия через Открытые API. Среди инициатив, которые помогут развитию невидимых финансов, банки определили встраивание финансовых продуктов и сервисов в госуслуги.
  • Развитие конкуренции и регулирование экосистем (считают важным 88% банков). Среди ключевых вызовов этого направления банки отметили преимущество отдельных игроков в доступе к государственным ресурсам, регуляторное неравенство участников рынка и ограниченный доступ участников к данным и инфраструктуре. Решать эти проблемы банки предлагают с помощью совместной с участниками рынка разработки подходов к регулированию экосистем (включая антимонопольное законодательство), развития равноудаленной инфраструктуры и единых механизмов обмена данными между участниками рынка и с государственными информационными системами. Также важно создавать условия для развития новых игроков, считают опрошенные банкиры.

Среди прочих приоритетных инициатив и направлений развития финансовых технологий, которые банки отметили как наиболее актуальные до 2023 года, — цифровизация процесса ипотечного кредитования, торгового финансирования и платежей за ЖКУ, введение механизма «регуляторной гильотины» на постоянной основе для экспресс-пересмотра и обновления нормативно-правовых актов для цифровизации всех процессов финансовых организаций, снижение регуляторной нагрузки на участников платежного рынка и обеспечение защиты интересов российских игроков от действий иностранных поставщиков платежных услуг и создание стандартов для развития блокчейн-сетей.

Зачем вам это знать. Банки могут ориентироваться на результаты исследования и учитывать описанные приоритеты для своего развития в сфере финансовых технологий.