Банк России выявил факты навязывания гражданам при заключении договора страхования дополнительных услуг и товаров, которые не относятся непосредственно к страхованию, говорится в обзоре регулятора.

«Банк России отмечает, что агенты страховщиков одновременно с продажей полисов страхования реализуют услуги, не относящиеся к страхованию, что вводит потребителей в заблуждение и формирует неверное представление о приобретенном продукте», — указывает ЦБ.

Регулятор добавил, что покупка гражданами прочих товаров «маскируется» под заключение договора страхования, а в момент приобретения подобных услуг и товаров страховые агенты не разъясняют условия и особенности заключаемого договора.

Подписывая документы, клиенты считают, что приобретают страховую защиту на полную сумму уплаченных средств, тогда как страховые полисы, реализованные вместе с допуслугами и товарами, как правило, имеют низкую потребительскую ценность — в таких договорах установлена низкая страховая сумма либо в качестве страховых случаев закрепляются маловероятные события.

После отказа от договора страхования потребитель несет потери из-за того, что возврат осуществляется только страховой премии или ее части, то есть в «несоизмеримом объеме по сравнению с общей суммой, уплаченной клиентом агенту страховщика». Клиенты теряют деньги, не получают необходимую страховую защиту и утрачивают доверие к финансовому рынку.

Банк России привел несколько примеров подобных ситуаций. Так, при оформлении кредитного договора агент страховщика заключил с заемщиком договор на покупку полиса страхования жизни и флэш-карты с изданием «Альманах потребителя». Страховая премия при этом составила 3 тысячи рублей, тогда как флэш-карта обошлась в 137 тысяч рублей, при этом в договоре было указано, что заемщик согласен на приобретение страховых услуг на сумму 140 тысяч рублей. При отказе от договора страхователю должны были вернуться только 3 тысячи рублей.

«Таким образом, вместе со страховой защитой и под видом договора страхования заемщику был реализован товар, не имеющий отношения к страхованию, что привело к потере денежных средств заемщиком в размере, многократно превышающем стоимость страхового полиса», — отметил ЦБ.

Во втором случае агент страховщика при оформлении потребкредита предложил клиенту заключить договор страхования жизни от несчастных случаев и болезней через присоединение к программе коллективного страхования, заключенной между страховщиком и банком-агентом, и приобрести сертификат на дополнительные услуги. В этом случае стоимость услуг в несколько раз превышала размер страховой премии по договору страхования.

«В сертификате использовались термины договора страхования (срок страхования, страховой сертификат и так далее) – это создало у заемщика ошибочное представление о том, что дополнительные услуги имели отношение к страхованию. На практике данные услуги обладают низкой потребительской  ценностью, а возможность вернуть денежные средства, потраченные на приобретение сертификата, отсутствует», — подчеркнул регулятор.

В связи с этим Банк России рекомендовал исключить практику введения страхователей в заблуждение относительно стоимости страхового продукта, перестать предлагать дополнительные услуги и товары под видом страховых продуктов, усилить контроль за продажами и осуществлять проверки деятельности страховых агентов.