
Консалтинговая компании Capgemini выпустила исследование World Fintech Report 2018, в котором проанализировала текущие позиции финтех-компаний в мире, перспективы их сотрудничества с традиционными финансовыми институтами и проблемы, с которыми они сталкиваются.
Мы приводим тезисы из этого отчета:
- Индустрия финансовых услуг меняется под воздействием растущих клиентских ожиданий в части удобства и персонализации сервиса. Планку задают крупные компании BigTech из группы GAFA (Google, Apple, Facebook и Amazon).
- С помощью инновационного подхода к использованию технологий финтех-компании поставляют недорогие персонализированные продукты и сильно влияют на рост клиентских ожиданий, усиливая давление на традиционные институты.
- Финтех-решения развиваются сейчас в следующих сегментах: цифровые платежи (PayTech), цифровое страхование (InsurTech), банковское дело (BankTech), услуги по управлению активами (WealthTech) и маркетплейсы для продажи финансовых продуктов.
- Симбиоз компаний финтеха и традицонных финансовых институтов может быть взаимовыгодным. Основные преимущества компаний финтеха — гибкость, ориентация на качество обслуживания клиентов, в то время как крупных игроков отличают масштаб, инфраструктура, бренд. Они завоевали доверие клиентов и приспособились к регулированию.
- Более 90% финтех-компаний, опрошенных Capgemini, отметили, что основными их конкурентными преимуществами являются гибкость и улучшенный клиентский сервис. 76,4% респондентов считают, что это разработка новых продуктов и использование инноваций в уже существующих. 67,3% опрошенных называют ключевыми преимуществами низкие косты, 56,4% — лучшее управление данными.
- В партнерстве с банками компании финтеха могут предлагать свои сервисы более широкой аудитории. Более 55% респондентов в качестве причины для сотрудничества называют возможность повысить узнаваемость своих услуг, эффект масштаба, инфраструктуру для дистрибуции и уже завоеванное доверие клиентов.
- Более 75% финтех-компаний говорят, что партнерство с традиционными финансовыми институтами — это их основная бизнес-задача. Но при этом почти пятая часть опрошенных (18,1%) предпочли бы конкурировать с банками, а не сотрудничать. 5,5% респондентов хотели бы объединиться с другими финтех-компаниями или продать им свой бизнес и 0,9% стремятся быть купленными традиционными финансовыми институтами.
- В качестве главной сложности в партнерстве с банками финтех-компании называют недостаток маневренности (на это указали 70% опрошенных), на втором месте – низкая готовность к партнерству (за это высказались 59,1% респондентов). 39,1% указали на сложность вписаться во внутреннюю культуру компании или банка.
- Финтех-компания может сотрудничать с несколькими банками. Capgemini приводит успешный кейс Kabbage — финтех-компания, которая работает с канадским Scotiabank в части оптимизации онлайн-кредитования, с MasterCard (предоставление кредитов бизнесу через сеть эквайеров), ING (для предоставление капитала малому бизнесу) и Santatnder (кредиты малому и среднему бизнесу). «Благодаря нашему партнерству с Kabbage мы можем предложить займы малому бизнесу менее, чем за 10 минут – это отличная иллюстрация того, как банк и финтех могут сотрудничать», — комментирует партнерство глава ING Ventures Бенуа Легран.
- Финтех-компании выделяют предпочтительные формы партнерства. Большинство (66,4%) — за White-Label Solutions. Это вид сотрудничества, при котором традиционные финансовые институты покупают продукты и сервисы и реализуют их под своим брендом. На втором месте (65,5%) — Integrated in-house Solutions — решения, которые финтех-компании выстраивают на платформе банка. И на третьем месте (53,6% опрошенных) — полный аутсорсинг.
- Традиционные финансовые институты также указывают на необходимость сотрудничать с финтех, отмечая что это позволяет предложить готовые кастомизированные продукты, которые встраиваются в существующие решения легко, эффективно и без лишних затрат.
- Такие крупные игроки как BBVA, Credit Suisse, American Express, Blackrock, ING и Morgan Stanley привлекают финтех с помощью инкубаторов, акселераторов и проведения ежегодных хакатонов.
Capgemini выделяет несколько успешных проектов, среди них:
- Акселератор Barclays. 13-недельная программа в партнерстве с Techstars, в которой финтех-компании получают доступ к данным банка и его API, а также рекомендации по созданию и улучшению бизнес-моделей. Отобранные участники получают $120 тыс инвестиций, кураторов и выделенные офисные помещения.
- Акселератор WellsFargo. Шестимесячная виртуальная программа для стартапов, которые могут получить инвестиции в размере до $500 тыс.
- LumenLab81. Инновационный центр в Сингапуре страховой компании MetLife, запустивший трехмесячную программу Collab. Программа предлагает стартапам в области InsurTech возможность работы со страховщиком. Фокус на привлечении клиентов, страховых бизнес-моделях и продажах.