pexels

Экономика России и до пандемии находилась в состоянии кредитного сжатия: активность заемщиков стагнировала, несмотря на снижение ставок. В 2020 году рынок поддержали антикризисные меры ЦБ, однако их отмена в следующем году может быть преждевременной. Об этом говорили экономисты на онлайн-презентации обзора Эксперт РА «Фаза кредитного сжатия в России: новая волна».  

Детали. Кредитная активность заемщиков последние несколько лет остается невысокой. У этого есть ряд причин: слабый долговой рынок, снижение доступа к внешнему финансированию (после валютного кризиса 2014 года), «банкоцентричность» экономики и ужесточавшиеся требования ЦБ. 

Корпоративные заемщики предпочитают инвестировать в основной капитал собственные средства: доля собственных средств в общем объеме инвестиций выросла с 45% до 55% в период с 2013 по 2020 год. Доля средств, полученных от банков в виде кредитов, сократилась с 19% до 16%, сказано в презентации обзора. Кредиты менее популярны у заемщиков, поскольку они считают их дорогостоящими (об этом заявили 47% опрошенных), требования банков — жесткими, также кредитованию мешает высокий уровень неопределенности в экономике.

В 2019 году кредитная активность начала медленно восстанавливаться, а в 2020 году резко выросла. Это видно на примере кредитов малому и среднему бизнесу. Введенные меры поддержки бизнеса (кредитные каникулы, льготные и невозвратные кредиты) спровоцировали оживление кредитной активности в 3 квартале 2020 года, отмечается в обзоре. Однако их долгосрочный вклад в восстановление кредитного цикла остается под вопросом.  

Слайд из презентации Эксперт РА

Кредитная активность запускает инвестиционный цикл и последующий деловой цикл, сказала в ходе презентации одна из авторов отчета — преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «ВШЭ» Анастасия Подругина. Однако ЦБ позиционирует свои послабления как временные, а часть из них уже начала истекать, отмечает управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию Эксперт РА Антон Табах. Он полагает, что адаптация банков и заемщиков к новым реалиям в ближайшие месяцы будет непростой. Заемные средства бизнеса (льготные кредиты) пойдут не на инвестиции, а на поддержание работы, поэтому фаза кредитного сжатия в российской экономике будет продолжаться еще некоторое время.

Табах считает, что в следующем году экономику ожидает рост в случае, если не будет сильного ухудшения эпидемиологической обстановки. Кредитный рынок также оживится, но оживление будет неравномерным: пользу из низких ставок, которые прогнозирует ЦБ, извлекут заемщики, находящиеся в устойчивом финансовом положении. Тех, у кого степень риска выше, банки будут кредитовать менее охотно.    

Что будет с антикризисными программами ЦБ. Введенные меры поддержки бизнеса и граждан — временные, неоднократно подчеркивал ЦБ. Однако руководитель центра исследования финансовой инфраструктуры и поведения населения экономического факультета МГУ Дмитрий Лепетиков говорит, что благодаря им спрос на кредиты уже неравномерен.

Например, часть ипотечных заемщиков, взявших кредит по льготной программе, вероятно, изначально планировала оформить ипотеку только в следующем году. «Если меры будут остановлены, это неизбежно приведет к падению спроса. И поэтому было бы правильно и ответственно это делать в том случае, когда мы увидим, что спрос восстанавливается по естественным причинам», — говорит он. Есть вероятность, что в начале следующего года ЦБ объявит об очередном продлении большинства мер, и продлеваться они будут до тех пор, пока не начнется вакцинация или эпидемия не закончится, полагает Лепетиков. 

Зачем вам об этом знать. Экономическая активность в следующем году будет восстанавливаться медленно, но если ЦБ продлит антикризисные меры, это поддержит банковское кредитование. 

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!