фото: pxhere

Коронакризис ударил по банковскому бизнесу: эксперты прогнозируют рост доли плохих кредитов и снижение прибыли. Но есть и плюсы. Frank Media нашел как минимум 3 позитивных момента для банков в пандемию и после нее.

Плюс №1: повышение спроса на кредиты. В некоторых сегментах российские банки стали наращивать кредитные портфели быстрее, чем до коронакризиса — это позволит поддержать процентные доходы.

За 10 месяцев 2020 года банки выдали больше ипотечных кредитов, чем за рекордный 2018 год. В 3 квартале топ-20 ипотечных банков выдали 493,5 тысяч ипотечных кредитов на сумму 1,26 трлн рублей (+61% по количеству и +80% по объему выдач к 3 кварталу 2019), оценивала Frank RG. Ипотека востребована из-за снижения ставок и льготной программы на покупку жилья в новостройках, которую власти объявили весной.

Летом, после снятия ограничительных мер, вырос спрос на автокредиты. Предправления Абсолют Банка Татьяна Ушкова в интервью Frank RG для проекта «Банкиры» говорила, что «люди скупают автомобили». Она объясняла это трендом на загородную жизнь во время пандемии. После просадки на рынке автокредитов в апреле из-за закрытия дилерских центров, в мае началось восстановление, максимальный прирост был в июне — банки выдали вдвое больше кредитов, чем в мае, а в июле выдачи выросли на четверть и вышли на уровень, который был до пандемии.

В период пандемии кредитами впервые за много лет стали пользоваться микро-компании, показало исследование Frank RG. В 3 квартале банки выдали МСБ 1 трлн рублей кредитов — это на 60% больше, чем в 3 квартале 2019 года. Аналитики Frank RG объясняли рост кредитования низкими ставками и государственными льготами. Доля малых и средних компаний, пользующихся кредитами, выросла почти в два раза — с 5% до 9,2%. 

Плюс №2: ускорение цифровизации. Пандемия ускорила цифровизацию в банках: клиенты чаще используют онлайн-каналы обслуживания, а банки предлагают больше возможностей для оформления продуктов дистанционно, в том числе ипотечных. Переход клиентов в онлайн позволит банкам сэкономить на содержании офисов, а использование безналичных платежей увеличит транзакционные доходы.

Accenture сообщала о росте спроса на дистанционные банковские услуги в России, в частности, на чат-боты. По данным Mastercard, в апреле 43% россиян предпочли безналичные платежи наличным, 22% отказались от наличных в пользу карт и других платежных средств, около 50% стали активнее пользоваться бесконтактными картами, 16% впервые попробовали бесконтактные платежи. 

«Получение банковских услуг через интернет или использование мобильного приложения для проведения операций вместо посещения отделения банка, покупки через интернет с доставкой на дом, все более активное использование бесконтактных карт — вот лишь несколько примеров цифровой трансформации, которые можно было наблюдать в последние месяцы в России», — отмечает директор группы «Рейтинги финансовых институтов» S&P Сергей Вороненко. Он считает, что тренд сохранится даже после отмены ограничений, связанных с коронавирусом.

По оценке S&P, средняя доля затрат, связанных с развитием информационных технологий, в структуре операционных расходов банков может вырасти до 15-17% в ближайшие 3 года по сравнению с нынешней оценкой в 8-10%. Впрочем, позитивные результаты от повышения эффективности будут видны в долгосрочной перспективе, отмечает Вороненко.

Плюс №3: развитие брокерского бизнеса. Банки еще в начале весны сообщали о росте числа клиентов на брокерском обслуживании. Экономисты в беседе с Frank Media связывали тренд со снижением ключевой ставки, которая стимулирует вкладчиков искать более доходные активы, например, инвестировать деньги на фондовом рынке.

С началом коронакризиса тренд усилился. Обвал на фондовом рынке и снижение ставок привели к росту оборотов на бирже. Для банков с лицензией брокера это возможность увеличить объем комиссионных доходов.

Помимо срочных депозитов вкладчики в качестве альтернативы стали выбирать рынок ценных бумаг, говорила Frank Media старший аналитик банковских рейтингов НРА Надежда Караваева. Доходы банков от брокерских услуг выросли во 2 квартале в 2,4 раза по сравнению с годом ранее (аналогичный рост и в 3 квартале), согласно расчетам НРА.

С марта банки с лицензией брокера заметно нарастили клиентскую базу: Сбербанк увеличил число клиентов на бирже на 80%, до 2,8 млн (данные на октябрь), Тинькофф — в 2 раза, до 3 млн человек, он обогнал Сбер по сравнению с началом года. Число клиентов ВТБ на бирже выросло почти на 40%, до 1,07 млн, в Альфа-Банке — двукратный рост, до 294 тысяч.

Что говорят банкиры:

Дмитрий Руденко, председатель правления Почта Банка:

Главный урок, который пандемия дала банкам и вообще всем компаниям, работающим в розничном сегменте, — это приоритетность дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, наличие удобных удаленных сервисов и технологий, которые позволяют продать товар или услугу в любом месте и в любое время. В условиях пандемических ограничений спрос на разного рода онлайн-услуги вырос многократно, цифровыми сервисами стали активнее пользоваться даже те, кто раньше предпочитал визит в отделение, например, пенсионеры. Очевидным плюсом пандемии для банков стал стремительный прирост пользователей мобильных и интернет-приложений и рост операций в них. В марте, когда были введены первые ограничения, число новых пользователей приложения Почта Банка выросло почти на 50% к февралю, а общий объем операций – на 20%. В целом за 10 месяцев этого года количество пользователей всех дистанционных каналов банка выросло на 40%, и еще больший прирост среди пенсионеров – более 70%. Растет и доля онлайн-продаж: по депозитам, например, с начала года она увеличилась в 2 раза, по кредитным картам – в 1,5 раза. Именно пандемические ограничения подтолкнули нас к тому, чтобы как можно быстрее запустить сервис доставки финансовых услуг и продуктов на дом по всей стране.

Сергей Хотимский, первый зампред правления и совладелец Совкомбанка:

В кризис открываются новые уникальные возможности для банков. В этот раз значительный запас капитала и ликвидности позволил нам существенно увеличить кредитный портфель и приобрести облигации, например. Совкомбанку не потребовалось внедрять новый функционал или существенно его дорабатывать, так как банк увеличивал долю доступных онлайн-операций в течение нескольких лет. В то же время после введения ограничений, связанных с пандемией, банк пересмотрел и упростил требования по онлайн-операциям, чтобы минимизировать потребность клиентов в посещении отделения.

Мнения экспертов. В отличие от кризиса 2014 года, который в той или иной мере ударил по всем банкам, воздействие пандемии на банковскую отрасль было крайне неоднородным, и выиграть удалось крупным игрокам, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. С апреля по июнь банки из топ-30 смогли не только увеличить масштабы, но и улучшить показатели эффективности бизнеса: за апрель-август они нарастили кредиты компаниям и населению на 4% и 5% соответственно, в то время как у банков вне топ-30 динамика данных сегментов была отрицательной: –4% и –7% соответственно. Чистая процентная маржа по топ-30 банкам в 1 полугодии выросла с 4,1% до 4,5% по сравнению с сопоставимым периодом предыдущего года, в то время как у остальных банков она упала — с 6,5% до 5,4% год к году. 

Фактически крупные банки смогли воспользоваться устойчивым снижением процентных ставок в экономике в своих интересах, увеличив разрыв между стоимостью размещенных и привлеченных средств, продолжает Доронкин. Топ-30 банков столкнулись и с ростом стоимости риска, но он оказался не таким значительным, как у менее крупных игроков, что вместе с возросшей маржинальностью позволило удержать рентабельность капитала (ROE) в 1 полугодии на адекватном уровне (12%), вдвое превышающем результаты банков за пределами топ-30 (4,8%).

Кризисные явления всегда можно рассматривать как область возможностей, рассуждает Вороненко. Одной из особенностей нынешнего кризиса он называет стоимость ресурсов. Цена, по которой российские банки привлекают фондирование, — на исторических минимумах, говорит эксперт. В то же время у банков нет дефицита ликвидности, как это было осенью 2008 году, и стоимость ресурсов в разы ниже, чем это было в 2014 году, продолжает он. И если не произойдет непредвиденных макро или внешнеполитических шоков, то сравнительно низкие процентные ставки сохранятся как минимум в течение следующего года, уверен он. Одной из главных возможностей в 2021 году эксперт называет льготную ипотеку, которую продлили до июля следующего года.

Читайте также: как банки зарабатывали в кризис на комиссиях  

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!