Михаил Бернер, фото: пресс-служба Visa

Гендиректор Visa в России Михаил Бернер дал интервью Коммерсанту, в котором рассказал о конкуренции с Системой быстрых платежей (СБП), диджитализации под давлением пандемии и о том, почему он выступает против госрегулирования на платежном рынке. Главное — в материале Frank Media.

  • Россия — один из рынков, пострадавших от пандемии меньше остальных с точки зрения оборотов по картам Visa. Стране удалось даже выиграть — ускорился процесс диджитализации, повлиявший в том числе на платежный рынок. То, к чему страна, бизнес, сама платежная индустрия пришли бы через два-три года, сейчас происходит за месяцы.
  • Visa изучила влияние коронавируса на потребительское поведение россиян. Исследование показало, что почти 40% респондентов впервые купили продукты онлайн, около 23% начали заказывать их на дом. 41% держателей карт стали платить бесконтактным способом. Россияне также стали реже расплачиваться наличными при доставке: если до пандемии так делали 43% опрошенных, то в период самоизоляции только 25%. 
  • Выросла доля бесконтактных платежей, поскольку люди опасаются касаться различных поверхностей. По всему миру в странах, где такой способ распространен, Visa отметила рост трансакций в среднем на 20%. С первого по второй квартал доля бесконтактных платежей выросла на 5 п.п. примерно в 50 странах мира.
  • Пандемия привела к росту электронной коммерции. С середины апреля объем платежей в интернет-магазинах во всем мире каждую неделю рос на 20%, что вдвое превышает темпы роста до пандемии. В России во втором квартале объем онлайн-платежей за товары вырос больше чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным показателем 2019 года. Максимальный рост был в таких категориях, как товары для обустройства дома, продовольственные товары и лекарства.
  • Visa с пониманием относится к антикризисным мерам регулятора по ограничению комиссий, но в целом не поддерживает госрегулирование как эквайринговых, так и межбанковских комиссий. Основная задача банков и платежных систем — перевод экономики в безналичный формат. Этому помогают межбанковские комиссии: например, они стимулируют банки вкладываться в программы лояльности и кешбэки. Больше пользы для платежного рынка принесет применение рыночных механизмов регулирования, а госрегулирование приведет к его стагнации. 
  • Малый бизнес для Visa — новый сегмент с большим потенциалом. Каждый год количество точек приема карт растет на сотни тысяч, в том числе за счет малого бизнеса. Причина — снижение комиссии (Visa ввела специальную ставку межбанковских комиссий для малого бизнеса, с начала года она составляет 1%), спрос со стороны клиентов на оплату картой, а также упрощение процессов. По данным Visa, 30% малых предпринимателей во время пандемии начали принимать электронные платежи. 
  • Visa не считает СБП своим конкурентом. Оплата через СБП и оплата картой Visa происходит по разным сценариям, и компания видит свое будущее в сосуществовании с СБП.
  • Сейчас работа компании строится на трех направлениях: развитии классических платежей, то есть привычных для всех сценариев оплаты картой в магазине, кафе, заправке и так далее; P2P-переводах (от потребителя к потребителю), B2B (от бизнеса к бизнесу), B2G (от бизнеса к государству), а также развитии дополнительных услуг для клиентов и партнеров, среди которых не только банки. В частности, Visa разрабатывает сервисы для работы с данными и создания программ лояльности. Также компания занимается консалтингом.

Зачем вам об этом знать. Интервью главы одной из крупнейших платежных систем дает представление о том, как пандемия повлияла на рынок платежей, на платежное поведение граждан и на бизнес компаний, работающих в этом сегменте.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!