pixabay

Оборот по виртуальным картам вырос во 2 квартале на 44% по сравнению с тем же периодом 2019 года, подсчитала Qiwi на основе данных своей клиентской базы.

Детали. Средняя сумма транзакции по виртуальным картам во 2 квартале составила 10,5 тысяч рублей, говорится в исследовании Qiwi. Это на 12% больше, чем в 1 квартале, и на 44% больше, чем во 2 квартале прошлого года. 

Держатели виртуальных карт стали чаще ими расплачиваться. Весной 2020 года клиенты в среднем совершали 19 операций в месяц, в то время как за аналогичный период прошлого года среднее количество транзакций составляло 11. Наиболее активно виртуальными картами пользовались в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге.

По данным на конец 2 квартала, количество активных кошельков в Qiwi составляло 20,9 млн, а виртуальных карт было примерно вполовину меньше, уточнила пресс-служба компании.

За что платили картами. Во время пандемии граждане не экономили на онлайн-развлечениях, пришли к выводу аналитики Qiwi. Россияне покупали билеты на онлайн-форумы и конференции, летние экскурсии и перенесенные на конец года матчи и концерты. Оборот по виртуальным картам в этой категории вырос во 2 квартале на 32% по сравнению с 1 кварталом, пик спроса пришелся на май: тогда оборот увеличился на 48% по сравнению с апрелем. Майский спрос на развлечения Qiwi связывает с ослаблением ограничений в некоторых регионах, благодаря которому граждане начали планировать свой летний отдых. 

Также Qiwi отмечает спрос на онлайн-образование. Во 2 квартале безналичные платежи на образовательные услуги выросли на 12% по сравнению с 1 кварталом. 

Что делали банки. Банки во 2 квартале выпускали и активно продвигали виртуальные карты, рассказала проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. Во 2 квартале виртуальные карты появились у МКБ. А МТС Банк и Сбербанк стали активно продвигать свои карты весной, отмечает Стогниенко. 

МКБ начал оформлять виртуальную дебетовую карту в июне для действующих клиентов. Держателям виртуальной карты МКБ начисляет процент на остаток на счете, а также кешбэк за покупки.  

Мнение эксперта. Востребованность виртуальных карт банков во время пандемии объясняется тем, что во 2 квартале активизировалась онлайн-торговля, а во время пандемии и действия ограничительных мер снизились обороты по пластиковым картам. Клиенты стали чаще расплачиваться в интернет-магазинах не обычными, а виртуальными картами, подчеркивает Стогниенко.

После окончания ограничительных мер популярность виртуальных карт банков перестанет расти, полагает эксперт. «У виртуальных карт есть своя доля рынка, выросшая во время пандемии, но вряд ли она будет расти в дальнейшем. Обороты по картам, в том числе виртуальным, не растут: доходы населения падают, кроме того, у многих россиян появились долги, поэтому они предпочитают не держать деньги на счетах в банках, чтобы избежать риска ареста средств», — объясняет эксперт. 

Контекст. О падении доходов, которое может отразиться на безналичных платежах, писали аналитики McKinsey. В июле о снижении доходов сообщили 64% опрошенных россиян, сбережений стало меньше у 67%, а 50% заявили, что на фоне кризиса урезали расходы.

Россияне говорили, что во время коронакризиса стали меньше пользоваться наличными (об этом заявили 44% опрошенных). В то же время выросло количество пользователей мобильных платежей: 20% опрошенных заявили, что начали чаще расплачиваться смартфонами. 

Зачем вам об этом знать. Спрос на виртуальные банковские карты может снизиться в 3 и 4 кварталах 2020 года. Снижение оборотов по картам скажется на комиссионных доходах банков. 

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!