фото: pxhere

Снижение ставок по вкладам заставляет клиентов банков искать альтернативные способы хранения своих средств. Frank Media спросил крупнейшие банки, на какие инвестиционные продукты вырос спрос во время пандемии.

Низкорисковые инвестиции. Все опрошенные Frank Media банки сообщили о том, что после снижения ставок интерес клиентов к инвестиционным продуктам вырос. Объем инвестиционных портфелей клиентов ВТБ за 7 месяцев 2020 увеличился на 38%, или на 250 млрд рублей, превысив 900 млрд рублей. Брокерский портфель в рублях Сбербанка Первого вырос на 22,3% (или на 80,7 млрд рублей), рассказал представитель госбанка.

Большинство банков отметили, что состоятельные клиенты предпочитают облигации и структурные продукты с защитой капитала. «Все больше клиентов задумываются над возможностью частично или полностью предпочесть инвестиции в ОФЗ традиционным рублевым депозитам. При схожей или даже большей надёжности эти вложения обеспечивают более высокую доходность», — поясняет управляющий директор Friedrich Wilhelm Raiffeisen Светлана Григорян.

Представитель Тинькофф Инвестиции отмечает, что состоятельные вкладчики интересуются также облигациями квазигосударственных компаний, доходность которых иногда может на 1,5-2 п.п. превышать доходность ОФЗ. «Процесс перетока средств из депозитной базы в облигации продолжается и причин для разворота данного тренда пока не видно», — добавил он. Представитель ВТБ сообщил, что клиенты активно включают в свои портфели ОФЗ и корпоративные облигации компаний 1 эшелона.

Об интересе состоятельных клиентов к инструментам с защитой капитала рассказали в Открытии, ЮниКредит Банке, Росбанке, Альфа-Банке и Райффайзенбанке. «Клиенты, которым ставки по государственным облигациям и корпоративным облигациям первого и частично второго эшелонов не достаточны для формирования доходного портфеля, больше обращаются к структурным решениям, чем к высокодоходным и малоликвидным облигациям. Тем самым, клиенты предпочитают консервативный рыночный риск и высокую купонную доходность, которые обеспечивают структурные решения, выпускаемые надежными международными банками, кредитному риску части российских компаний», — объясняет старший вице-президент Росбанк L’Hermitage Private Banking Дмитрий Енуков. 

Госбанки отмечают рост интереса к собственным инвестиционным облигациям. Доля таких облигаций в портфеле Сбербанка сейчас 16,4%, в то время как в начале 2020 года она составляла 14%, сообщила пресс-служба госбанка. В ВТБ прирост средств в инвестиционных облигациях с начала года составил 4,7 млрд. рублей, сообщили в банке.

Акции. У некоторых состоятельных клиентов вырос аппетит к риску. В рублевом портфеле Сбербанка Первого после снижения ставок по вкладам выросла доля акций: с 27% в начале года до 29,8%. Доля облигаций за тот же срок снизилась с 70% до 63,9%. В Sberbank Private Banking доля акций в рублевом портфеле за 1 полугодие выросла с 33% до 36%. 

Ситибанк заметил рост спроса на рисковые стратегии в июне. Ранее, с марта по май, преобладал спрос на консервативные инвестиционные стратегии, рассказала пресс-служба банка. 

Интерес к акциям отмечает также Альфа-Банк. «Около 50% притока в открытые фонды — это приток в фонды акций», — сообщила руководитель А-Клуба Алина Назарова. 

Депозиты. Несмотря на снижение ставок по вкладам, большинство банков сообщили Frank Media, что интерес состоятельных клиентов к рублевым депозитам, как одному из наиболее ликвидных инструментов, сохраняется. 

Хотя состоятельные клиенты банков предпочитают валютные инструменты для сбережений, ставки по рублевым вкладам не такие низкие, как по депозитам в евро и долларах, поясняет представитель Сбербанка. Объем активов под управлением Сбербанка Первого по рублевым депозитам с начала 2020 года вырос на 3% (или 24,8 млрд рублей) до 865,4 млрд рублей. Причем активный рост начался в июле. 

Еще одной причиной популярности депозитов может быть предубеждение части клиентов относительно перевода средств в рыночные активы, добавляет Дмитрий Енуков из Росбанка. Поэтому переток средств из рублевых депозитов в инвестиционные инструменты может занять не один год. 

Пресс-служба Ситибанка сообщила, что существенного снижения объема средств на вкладах состоятельных клиентов нет. 

Где еще хранят средства клиенты банков. Несколько банков подчеркнули, что часть средств клиенты переводят на накопительные счета. Об этом Frank Media рассказали руководитель управления по работе с премиальными клиентами Райффайзенбанка Кирилл Матвеев и директор дирекции маркетинга и розничных продуктов ЮниКредит Банка Олег Чернышов. «Прирост портфеля накопительных счетов составил на 26 августа 31% с начала 2020 года, причем на 96% обусловлен ростом портфеля сегмента affluent», — отмечает Чернышов. Объем средств на сберегательных и накопительных счетах также вырос в Ситибанке: на 44% с начала года. 

Почему так происходит. Интерес состоятельных клиентов к инвестиционным продуктам в последние годы растет, рассказывает проектный лидер Frank RG Станислав Зайцев. Доля private-клиентов, имеющих хоть один инвестиционный продукт, три года назад составляла 15%, в прошлом году она выросла до 30%. Среди премиальных клиентов инвестируют около 20%. 

При этом наличие депозитов у клиентов по-прежнему в интересах банков, поскольку им нужна ликвидность, отмечает Зайцев. Кроме того, депозиты нужны и состоятельным клиентам. «Private-клиенты часто живут на дивиденды или проценты и менее склонны к риску. Поэтому, чтобы получить доходность от своего капитала в размере 7-10%, как было до снижения ставок, они предпочитают комбинировать вклады с каким-то инвестиционным инструментом», — рассказывает он. Это может быть ИСЖ или структурный продукт. Для клиентов такая ситуация удобна: они получают привычную доходность и могут не менять свой образ жизни.

Премиальные вкладчики получают основной доход от своего бизнеса или работы. За счет перехода из вкладов в инвестиционные инструменты они могут получить доходность на несколько процентов выше, но сопутствующий риск и сложность продуктов чаще отпугивают их от инвестиций, так как для них дополнительные проценты значат не так много — гораздо больший доход они получают от своей работы или бизнеса, и их образ жизни не так сильно зависит от доходности сбережений, подчеркивает Зайцев. Поэтому для них инвестиционные инструменты не несут достаточной  выгоды, чтобы предпочесть им депозиты.     

Зачем вам об этом знать. В условиях снижения ставок состоятельные клиенты будут чаще выбирать инвестиционные инструменты для вложения средств. В некоторых банках это может привести к оттоку вкладов. С другой стороны, на продаже инвестиционных продуктов банки зарабатывают больше.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!