фото: pixabay

Европейские компании имеют все шансы выйти из кризиса, вызванного COVID-19, более сильными, пишет генеральный директор Accenture в Европе Жан-Марк Олланье в новом исследовании «Смелые шаги в трудные времена». Accenture опросила 500 топ-менеджеров крупнейших европейских, американских и азиатских компаний и дала бизнесу несколько рекомендаций для выхода из кризиса. Выводы Accenture могут быть полезны и российским банкам.

Детали. Результаты исследования говорят о том, что две трети бизнес-лидеров во всем мире думают, что европейский рынок сможет относительно быстро оправиться от экономического спада после COVID-19. 29% респондентов в ближайший год ожидают быстрого V-образного восстановления экономики в Европе, а еще 37% опрошенных рассчитывают на чуть более медленное, но стабильное U-образное восстановление. Оптимизм руководителей зависит от сферы, в которой работает их компания: 52% руководителей компаний из сектора коммуникаций, СМИ и развлечений рассчитывают на V-образное восстановление на европейских рынках, а среди автопроизводителей таких только 7% (большинство — 47% опрошенных — ожидают U-образный рост). 

Среди топ-менеджеров банков 40% опрошенных ожидают V-образного восстановления экономики, еще столько же — U-образного, что также свидетельствует о довольно оптимистичных настроениях.

При этом бизнес-лидеры отмечают, что после кризиса европейские компании компании смогут стать более конкурентоспособными. Последние 20 лет они уступали американским и азиатским компаниям: если китайский ВВП рос в среднем на 9% в год, а ВВП стран Северной Америки — на 2%, то в Европе рост составлял 1,5%. 

В чем проблемы. Отставание европейских компаний стало результатом недоразвитости технологий. Из 500 крупнейших компаний, участвовавших в исследовании Accenture, 104 работают в Северной Америке и всего 62 в Европе. Их рыночная капитализация гораздо ниже, чем американских компаний.

Европа тратит на IT меньше, чем Америка: в 2018 году у крупнейших европейских компаний годовой бюджет на IT составлял 3,2% от годовой выручки. Бизнес из Северной Америки в то же время тратил 4,1% от выручки.  

У европейских компаний уже был шанс извлечь урок из кризиса 2008 года, однако тогда руководители им не воспользовались. Кризис 2020 года может исправить ситуацию. «Самый большой риск заключается в том, что европейские бизнес-лидеры останутся слишком зависимыми от государственной поддержки и будут недостаточно инвестировать в инновационные изменения, которые могут изменить ход игры — глобальные конкуренты не будут медлить», — считает  Жан-Марк Олланье. 

В чем ошибки бизнеса. В условиях коронавирусного кризиса топ-менеджеры компаний предпочитают действовать осторожно. Однако сейчас необходимо предпринимать более решительные шаги, чтобы справиться с проблемами. Северная Америка и азиатские страны находятся в более выигрышном положении. В Азии эпидемия COVID-19 началась раньше и имела менее серьезные последствия, чем в Европе. А американские компании, в особенности, из США, были в более сильной экономической позиции в начале 2020 года.  

Европейские руководители делают три ошибки:

  • Фокусируются на постепенных, а не революционных инновациях. 53% респондентов из Европы заявили, что сокращают инвестиции в инновации и не будут возобновлять инициативы в ближайшие полгода. В Северной Америке объем инвестиций уменьшат только 33% опрошенных. В Азиатско-Тихоокеанском регионе — 49% респондентов.
  • Недостаточно инвестируют в будущее бизнеса. В Европе только одна из семи компаний инвестирует в реализацию мер для постковидного восстановления. В Азии это делают 25% опрошенных, в Северной Америке — 34%.  
  • Недостаточно сотрудничают с другими компаниями в рамках экосистем. Европейцы менее склонны работать с другими компаниями, чтобы смягчить последствия кризиса. В Европе к сотрудничеству готовы 48% опрошенных, а в Северной Америке и Азии — 53% и 55% соответственно.

Как это исправить. Accenture рекомендует компаниям увеличить масштабы цифровой трансформации и создать новый опыт потребления.

  • Цифровая трансформация. Наиболее устойчивыми компаниями во время пандемии были те, чьи технологии наиболее развиты: они позволили перевести сотрудников на удаленную работу, не нарушить бизнес-процессы, также технологии позволили адаптироваться к изменившимся запросам клиентов. Большинство европейских топ-менеджеров (63%) согласны с тем, что после выхода из кризиса их компаниям необходимо ускорить внедрение новых технологий, перейти на облачные вычисления и модернизировать IT. Кроме того, 69% опрошенных европейских руководителей готовы полностью изменить бизнес-модели, а 58% собираются увеличить инвестиции.
  • Новый клиентский опыт. Во время пандемии люди стали чаще пользоваться онлайн-каналами обслуживания и более ответственно подходить к покупкам. Эти привычки останутся с потребителями надолго, а компаниям придется к ним приспособиться. Люди начинают больше ценить ценить продукцию компаний, которые предоставляют им удаленные услуги, помогают обществу решать социальные и прочие (например, экологические) проблемы, а также проявляют заботу о клиенте (например, гарантируют безопасность личных данных). Компании, которые готовы предоставить все это клиентам, будут более успешными, считают 62% опрошенных бизнес-лидеров Европы.

Cитуация в России. Тенденции, которые аналитики Accenture наблюдают в Европе, существуют и в России. Многие бизнес-сферы потребуют масштабных изменений, в особенности медицина и образование, считает генеральный директор Accenture в России и Казахстане Вартан Диланян. «Сегодня забота о здоровье перестает быть прерогативой медицинских организаций, а переносится отчасти и на бизнес, которому придется формировать позиции под сотрудников, отвечающих за здоровье и благополучие коллектива», — цитирует Диланяна пресс-служба компании в пресс-релизе. От бизнеса, который обучает своих сотрудников новым навыкам, также потребуется обновление: тренд на трансформацию обучения с акцентом на гибкие навыки и новые технологии будет продолжаться.

Контекст. Ранее S&P выпустило отчет о цифровизации в российских банках: аналитики сообщили, что кризис ускорил процесс трансформации. S&P считает, что банки увеличат затраты на развитие информационных технологий в структуре операционных расходов: с 8-10% (оценка) в настоящее время до 15-17% в ближайшие три года.

Однако развитие технологий приведет к усилению конкуренции за клиентов, что может быть проблематичным для небольших банков. Крупные банки останутся в выигрыше благодаря инвестициям в технологии: это уже сделало их сервис более привлекательным для клиентов.  

Зачем вам об этом знать. Выводы Accenture еще раз подчеркивают важность развития технологий и инвестиций в IT-решения в период пандемии. Российский финансовый сектор пережил острую фазу COVID-19 легче, чем компании из других сфер именно за счет технологий: многие банки смогли без потерь перевести сотрудников на удаленку и продолжить обслуживать клиентов.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!