фото: pixabay

Эпидемия COVID-19 ускорила цифровизацию в банках, пишет ведущий кредитный аналитик S&P Наталья Яловская в обзоре «Технологическая трансформация в розничном банковском секторе”. Цифровизация обострит конкуренцию между банками за клиента.

Детали. Россия занимает 32-е место из 141 по способности к инновациям и темпам адаптации к новым идеям и методам — это относительно хорошая позиция, пишет Яловская.

Последние 20 лет банковский сектор развивался ускоренными темпами: этому способствовали растущий уровень проникновения мобильной связи и интернета, а также техническая грамотность клиентов, за счет чего банки имели возможность быстро внедрять современные технологии, сказано в обзоре.

Эпидемия COVID-19 уже отразилась на предпочтениях российских клиентов. Агентство ссылается на данные апрельского исследования Mastercard: в период пандемии 43% клиентов в России предпочитали безналичные платежи наличным, 22% перестали использовать наличные средства и начали применять карты и другие платежные средства, около 50% клиентов стали более активно пользоваться бесконтактными картами, 16% клиентов впервые использовали бесконтактные платежи. 

Аналитики S&P считают, что тренд на цифровизацию не завершится вместе с эпидемией. 

Ведущие банки активно применяют инновационные технологии: чат-боты, которые снижают расходы на колл-центры, искусственный интеллект, повышающий скорость обработки информации и качества анализа данных. Дальнейшее внедрение новых технологий повысит долю расходов банков на IT, предупреждает S&P.

«Мы полагаем, что средняя доля затрат, связанных с развитием информационных технологий, в структуре операционных расходов банков может вырасти до 15-17% в ближайшие три года по сравнению с 8-10% (оценка) в настоящее время, тогда как позитивные результаты, полученные за счет повышения эффективности, будут реализованы лишь в долгосрочной перспективе», — сказано в обзоре.

Риски. В то же время процесс цифровизации в банках может увеличить некоторые риски. S&P отмечает, что вместе с развитием технологий банки будут вынуждены тратить больше средств на защиту данных. Банкам придется самостоятельно разрабатывать и совершенствовать технологии защиты, а также повышать грамотность клиентов.

Кроме того, возрастает риск технологических или инфраструктурных сбоев. Поэтому банкам придется инвестировать значительные средства в собственную инфраструктуру.      

Как изменятся клиенты. Клиенты уже адаптируются к технологическим изменениям. Цифровая трансформация банков снизит лояльность клиентов, считают в S&P. «Потребители, которые знают, что получить банковские услуги столь же просто, как найти видео на YouTube, будут все в меньшей степени предпочитать обслуживание в одном-единственном банке, то есть демонстрировать поведение, которое банки высоко ценили в прошлом», — пишут аналитики.  

При этом не все клиенты перестанут посещать отделения, соответственно, банкам не придется их закрывать. Авторы обзора связывают это с проблемами безопасности и уровнем сложности оказываемых услуг (например, в сегменте ипотечного кредитования и услуг по управлению активами). 

Конкуренция. Внедрение новых технологий не окажет влияния на позиции крупных банков, однако дальнейшая консолидация сектора продолжится. За последние 10 лет доля госбанков в активах сектора выросла с 57% до 71% (на Сбербанк и ВТБ приходится более 60%). 

Одной из причин роста активов крупных банков стали их инвестиции в технологическое развитие: за счет этого сервис крупных банков более привлекателен для клиентов. Из-за слаборазвитого рынка венчурного капитала и регуляторных требований банки могут не опасаться конкуренции со стороны стартапов.

В то же время S&P прогнозирует в долгосрочной перспективе усиление конкуренции в секторе, что может быть особенно проблематичным для небольших банков.

Контекст. Российские банки уже заметили рост количества клиентов, которые во время эпидемии COVID-19 начали пользоваться дистанционными каналами — об этом банкиры рассказали на онлайн-митапе Frank RG «Вирусная цифровизация: как COVID-19 заставил банки развивать цифровые сервисы». Так, в Почта Банке около 400-500 тысяч клиентов перешли на цифровые каналы в марте, а Альфа-Банк зафиксировал рост полностью цифровых продаж. Если в феврале доля кредитов, которые продавались онлайн, составляла примерно 60%, то по результатам марте она превысила 80%. 

Однако после окончания эпидемии мир не стане полностью цифровым. Еще в апреле 56% операций граждане совершали при помощи дистанционных каналов. Большого потенциала для роста этой цифры нет, говорила ранее проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко.

Зачем вам об этом знать. Пандемия изменила поведение клиентов и ускорила многие процессы в банках. Оценки и прогнозы S&P важны для банков, которые хотят удержать розничных клиентов.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!