Электронная страница сервиса онлайн-платежей «Яндекс.Деньги» и карта Сбербанка. Фото:  Валерий Матыцин/ТАСС

Во вторник 23 июня Сбербанк объявил о разводе с Яндексом в двух совместных проектах. Госбанк продает партнеру свою долю в e-commerce проектах, а взамен получает долю в «Яндекс.Деньгах».

Детали. Сделка состоит из двух частей: Яндекс выкупает у Сбербанка 45% «Яндекс.Маркета» за 42 млрд рублей при общей оценке компании около 87,3 млрд рублей. Прибыль Сбербанка от сделки составит около 20 млрд рублей. Сбербанк, в свою очередь, полностью выкупает у Яндекса оставшуюся долю (25% + 1 руб.) в компании Яндекс.Деньги. Сумма этой сделки — примерно 2,4 млрд рублей. Банк проведет ребрендинг компании до конца текущего года, отмечается в сообщении госбанка. Банк покупает долю с существенным дисконтом к рыночной стоимости, поскольку цена определяется акционерным соглашением между Сбербанком и Яндексом от 2013 года, говорится в сообщении.

Сбербанк сообщал о реорганизации совместных предприятий с Яндексом в 2019 году, однако не уточнял детали. В итоге стороны оказались недовольны сотрудничеством. «Конкуренция между экосистемами Сбербанка и Яндекса стала нарастать, мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам совместно с менеджментом Яндекса удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение», — приводятся в сообщении банка слова первого зампреда правления Сбербанка Льва Хасиса. Сделка открывает для Сбербанка новые возможности в развитии сегмента e-commerce, а также снимает целый ряд ограничений, ранее предусмотренных соглашениями с Яндексом, добавляет Хасис. 

Мнения экспертов. Разделение активов между Сбербанком и Яндексом никак не свидетельствует о том, что Сбербанк разочаровался в идее экосистемы, говорит вице-президент Moody’s Ольга Ульянова. «Идея построения экосистемы на базе банка концептуально весьма обоснована. Проникновение в клиентский сегмент посредством объединения финансовых и нефинансовых сервисов апробировано многими компаниями: например, WeChat в Китае шла обратным путем, от нефинансовых сервисов к финансовым, но результат себя оправдывает», — говорит она. Решение о разделе активов с Яндексом — скорее операционное: каждый из партнеров получил те активы, которые функционально ближе к их профильному бизнесу.

Оценить финансовые последствия от разделения активов сложно, так же как Сбербанк никогда не озвучивал отдельной величины доходов от своей экосистемы, лишь в декабре 2019 года сообщал, что на тот момент вложил в нее в качестве инвестиций в покупки порядка 60 млрд рублей, подчеркивает Ульянова. Выгода от сотрудничества партнеров в рамках построения экосистемы выражается скорее нефинансовыми показателями: оно позволяет увеличить охват рынка, удержать большее количество клиентов, развить кросс-продажи. Разделение активов — это обратная операция, и конечный эффект от нее так же трудно измерить, хотя Сбербанк дает приблизительную оценку прибыли от этой транзакции на уровне 20 млрд рублей. 

Сбербанк продолжит активно развивать свою экосистему, но альтернативными путями. У госбанка уже есть как собственные наработки — Сбермаркет, так и другие партнеры — Mail.ru, приводит пример Ульянова.

Сбербанк в результате этой сделки потеряет немного, соглашается аналитик ГК Финам Леонид Делицын. «Банк не останется без трафика благодаря партнерству с другими игроками, такими как Mail.ru и Rambler. Кроме того, поскольку совместные проекты с Яндексом больше не сдерживают Сбербанк, он сможет активнее развивать проекты с другими компаниями, например с AliExpress», — рассказывает Делицын. И судя по принятому решению о разделении активов, у Яндекса нет критически важных для Сбербанка технологий.

Но больше от этой сделки выиграет Яндекс, прогнозирует Делицын. «Альянс со Сбербанком вынуждал его идти на некоторые ограничения. Разработку технологий искусственного интеллекта в России возглавляет Сбербанк, поэтому Яндекс, возможно, мог тормозить какие-то свои разработки в этой области, если они бы не были одобрены. А сейчас самая востребованная для AI-технологий область, это финтех», — говорит Делицын. 

Контекст. В 2009 году Сбербанк стал акционером Яндекса. В 2012 году госбанк купил 75% акций «Яндекс.Денег», а с «Яндекс.Маркетом» начал работать в 2018 году. Тогда банк купил 45% акций «Яндекс.Маркета» за 30 млрд рублей. Целью покупки было создание «российского Amazon». Осенью на базе «Яндекс.Маркета» был создан маркетплейс Беру. 

В июле прошлого года  The Bell (признан иноагентом в России) сообщил, что Сбербанк планирует разделить совместные активы с Яндексом, так как стороны недовольны сотрудничеством в онлайн-ритейле. Источники издания говорили, что Сбербанк был недоволен тем, что маркетплейс «Беру» не выполнил поставленный на первый год KPI. Также Сбербанк пытался получить больше контроля в операционной деятельности и требовал, чтобы все платежи шли через госбанк, хотя другие игроки могли предложить Яндексу лучшие условия. Это не устраивало Яндекс. Официально стороны причины разногласий не комментировали. 

Тогда же источники The Bell сообщили об интересе госбанка к другим онлайн-ритейлерам: Ozon и Avito. За первые девять месяцев выручка проекта «Беру» составила 1 млрд рублей в месяц, а оборот Ozon в 2018 году был на уровне 42,5 млрд рублей.

Зачем вам об этом знать. Развод Сбербанка и Яндекса говорит о том, что компаниям стало сложно работать вместе по направлениям, где они конкурируют друг с другом. После этой сделки у Сбербанка появится еще один крупный конкурент. Также не исключено, что банк найдет другого партнера в сегменте интернет-коммерции. 

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!