Банк России вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения таких переводов, следует из приказа регулятора. Теперь таких критериев стало шесть. Они вступают в силу одновременно с законом о новых механизмах противодействия подозрительным операциям — с 25 июля. 

По новым правилам, банки будут приостанавливать переводы на счета, которые были отмечены анти-фрод системами банков, как мошеннические, даже если клиент не сообщал об обмане в банк и данные о счете злоумышленника не находятся в базе данных регулятора. Следующий критерий для приостановления перевода — наличие возбужденного уголовного дела в адрес получателя средств. Притом данные подтверждающие возбуждение дела может подать в банк любое заинтересованное лицо. Наконец, банки обязали учитывать сообщения о мошенническом переводе, поступившие от сторонних организаций, например, от операторов связи. Они могут сообщить в кредитную организацию, что перед совершением транзакции была зафиксирована нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах. 

В 2018 году регулятором уже было утверждено три признака подозрительных операций: во-первых, совпадение информации о получателе средств с базой данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Во-вторых, совпадение информации о параметрах устройств, через которые осуществляется перевод денежных средств, с базой данных о тех устройствах, что использовались без согласия клиента. В-третьих, несоответствие характера или объема операции, то есть времени, места, устройства, периодичности операций и получателя, с теми, что обычно совершал клиент. 

В первом квартале 2024 года мошенникам удалось украсть у граждан 4,3 млрд рублей, что на 6,3% меньше, чем за аналогичный период 2023 года, говорится в обзоре отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств, опубликованном на сайте ЦБ. Притом банки отразили почти 13,9 млн попыток кибермошенников похитить деньги у клиентов на сумму в 2 трлн рублей. «Такие результаты во многом обусловлены тем, что кредитные организации постоянно совершенствуют свои антифрод-системы. Кроме того, банки продолжают модернизировать свои бизнес-процессы в преддверии вступления в силу закона о новых механизмах противодействия кибермошенникам», — отмечал ЦБ.