Швейцарский банк Julius Baer и лихтенштейнский LLB отказали в продаже и перемещении клиентских еврооблигаций, обосновав это тем, что не уверены, что данные ценные бумаги не были замещены в России, пишут «Ведомости» со ссылкой на соответствующие уведомления, направленные финансовыми организациями в ответ на запросы клиентов. Подлинность документов подтвердил крупный отечественный брокер, обслуживающих данных лиц. Кроме того, об этой проблеме осведомлен управляющий партнер швейцарского юридического бюро LEOLEX Роман Кудинов.

Julius Baer уведомил клиентов, что запрет на действия с еврооблигациями исходит от депозитария Euroclear: тот требует от банка однозначного подтверждения того, что держащее евробонды лицо не инициировало их замену за пределами цепочки хранения. «Поскольку Julius Baer никогда не может быть полностью уверен в том, что клиент не предпринял таких действий (по замещению еврооблигаций в России. – FM), то банк будет нести полную ответственность перед Euroclear. Поэтому передача или продажа этих инструментов в настоящее время невозможна», – следует из ответа швейцарской финорганизации. Схожий по содержанию ответ прислал своим клиентам LLB. В указанных банках не ответили на запрос издания.

Euroclear год назад просил своих клиентов провести самосертификацию еврооблигаций тех корпоративных российских эмитентов, которые проводили процедуру замещения или подподали по нормам под нее. Депозитарий требовал подтвердить, что бумаги не были «обменяны или выкуплены за наличные» с расчетом вне этого депозитария. Немногим позже Euroclear сообщил, что процесс сертификации по каким-то причинам нельзя проводить для всех переводов по мосту, а также при получении бумаг «извне», потому запретил такую поставку.

Банки и Euroclear опасаются задвоения активов после проведенного замещения в России еврооблигаций, поэтому и ограничивают клиентов в распоряжении их бумагами, считает Валерия Зибарева из юрфирмы «Томашевская и партнеры».

В мае прошлого года президент России Владимир Путин подписал указ, обязывающий российских эмитентов еврооблигаций выпустить замещающие локальные бумаги до 1 января 2024 года (впрочем, при соблюдении ряда условий компания могли получить разрешение у правительства не делать этого). Этот указ распространяется на еврооблигации, по которым права держателей учитываются российскими депозитариями. В декабре 2023 года срок действия указа был продлен до 1 июля 2024 года.