Крупные компании с устоявшимся бизнесом все чаще думают об уходе с биржи и заинтересованы в проведении делистинга, «если бы им дали», из-за падения их капитализации вследствие снижения интереса западных инвесторов, что является «опасной тенденцией», заявил глава ВТБ Андрей Костин на Финансовом конгрессе Банка России в Санкт-Петербурге. Он отметил устойчивость высокой прибыли таких компаний, однако делиться прибылью «особенно нет смысла, капитализация все равно не растет». 

“В силу геополитики, отсутствия западных денег и т.д., и вот здесь, конечно, это большая угроза [делистинга крупных компаний]. Можно, конечно, это регламентировать с помощью решения ЦБ, не давать это сделать. Но это не очень рыночный метод, как заинтересовать компании в том, чтобы они в дальнейшем развивали капитализацию, проводили допэмиссии, SPO и так далее. Здесь, конечно, задача серьезная. Могут придумать там налоговые, другие какие-то, могут быть вещи, которые, я считаю, было бы целесообразно сделать”,  — сказал топ-менеджер ВТБ. 

Из его слов следует, что сейчас в выходе на биржу заинтересованы в основном небольшие компании. Как заявил Костин, есть около ста непубличных компаний с прибылью 30 млрд рублей, которые потенциально являются объектами для проведения IPO. К тому же, за последние два года, невзирая на изменение ситуации, порядка пятнадцати новых IPO были проведены, напомнил Костин. В этой тенденции топ-менеджер ВТБ увидел риски: IPO в основном рассматривают молодые технологические и высокотехнологичные компании, которые могут быть убыточны, но имеют сильную динамику роста, большие ожидания на прорывные технологии. За счет этого размеры первичного размещения в среднем не велики — от 2 до 15 млрд рублей, но все равно это позитивная тенденция, уточнил Костин. 

В ЦБ также подтвердили желание некоторых компаний уйти с биржи. «Это позиция отдельных компаний и существенного влияния на рынок это [решение] оказать не может», — заявил первый зампред Банка России Владимир Чистюхин. «Действительно, часть компаний участвовала в обсуждении, что в реальных случаях они рассматривают вопрос делистинга для того, чтобы не соблюдать требования раскрытия информации. Но одновременно с этим эти же компании понимают, что такого рода действия имеют и обратную сторону: это потеря доверия инвесторов. Особенно в контексте того, что необходимость в инвестиционном ресурсе с опорой на внутреннего инвестора становится критически важной. Поэтому перед тем, как совершать такого рода действия, компания должна много раз подумать, насколько она действительно делает правильные шаги. С нашей точки зрения, всегда можно найти баланс интересов: сохранить с одной стороны листингование компании в рамках того, либо иного уровня листинга, в рамках того или иного раскрытия информации», — отметил он. 

О таких желаниях со стороны эмитентов знает и председатель совета директоров Мосбиржи Сергей Швецов. «Компания в своей деятельности сталкивается с санкционным давлением. В том числе, которое требует специфических вещей, связанных с тем, на кого оформлены активы. Плюс стандартная процедура с внутренним аудитом, контролем и внешнем аудитором и так далее. Они гибкость компании очень сильно ограничивают. Поэтому ряд компаний, действительно, либо должны ужимать свою публичность, но им это не хочется, потому что они имеют статус ПАО», — пояснил он журналистам. 

При этом он отметил, что нераскрытие некоторой информации для инвестора может быть лучше, чем делистинг. «Сегодня, когда компании каким-то образом ограничивают скрытую информацию для миноритариев, может быть лучше делистинга. Потому что сейчас компании стоят дешево. Если в этот момент делать делистинг — миноритарий получит меньше денег», — пояснил Сергей Швецов. 

О том, что крупные компании сегодня думают о делистинге, также подтвердила и независимый директор Анна Белова (входит в советы директоров более чем 25 российских и международных компаний). Среди аргументов за уход с биржи она также называла необходимость раскрытия информации, которая может привести к новым санкциям. «Это тоже понятная ситуация, потому что любое раскрытие информации, которое является базовым, но оно приводит к тому, что компания и ее дочерние общества начинают испытывать прямое спецфункциональное давление, попадают в список SDN и дальше они не могут поддерживать свои темпы роста. По сути, они проваливаются в своем росте», — говорит она.

В начале июля президент России Владимир Путин поручил до 2030 года провести IPO не менее десяти российских высокотехнологичных компаний в рамках программы «Национальной технологической инициативы». Президент также поручил продлить сроки реализации этой программы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета в 2025 – 2027 годах на ее финансирование. 

За первые шесть месяцев 2024 года на российском рынке первичное размещение своих акций провели восемь компаний, среди которых МТС-банк, ЛК “Европлан”, МФК “Займер” и другие. К IPO готовится еще несколько компаний.