Фото: Екатерина Невская

Рынок кредитных карт по итогам 2024 года может вырасти на 40% и достигнуть 4,4 трлн рублей, следует из прогноза аналитиков Frank RG (опубликован в исследовании «Кредитные карты: бал дебютантов» — 2024). Число активных кредиток достигнет 60 млн штук.

По итогам 2023 года рынок составлял 3,5 трлн рублей, число кредиток превысило 50,5 млн штук, а по количеству клиентов сегмент кредитных карт обогнал ближайшего конкурента − кредиты наличными. Он стал самым крупным на рынке розничного кредитования по количеству заемщиков — 27,6 млн человек (рост за год на 6,5 млн). И это несмотря на период бурного роста процентных ставок и неуклонного ужесточения регулирования. Проникновение кредиток в России среди экономически активного населения заметно выросло в 2023 году — с 26 до 38% работающего населения.

У банков есть резон делать упор именно на кредитки. Хотя в абсолютном объеме задолженность по кредитным картам сопоставима с портфелем кредитов наличными, она в разы доходнее за счет оборачиваемости кредита и более высоких ставок, указывают аналитики.

Конкуренция за кредитки

Конкуренция на рынке обострилась и более половины рынка по итогам 2023 года — 51% — занял Сбербанк, который смог увеличить долю сразу на 5 процентных пунктов (п.п.). Вторым по величине доли рынка является Т-банк (бывший «Тинькофф», 18%, рост на 1 п.п.). Третьим стал Альфа-банк с долей 11%, которая за прошлый год сократилась на 0,2 п.п.

Рост портфеля даже на 30% не гарантирует сохранения рыночной доли, считают аналитики. Из топ-20 помимо «Сбера» и Т-банка долю смогли увеличить только Газпромбанк и «Уралсиб». Лидеры растут, а остальным остается только пробовать начинку от этого торта, иронизирует старший проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко.

Лимиты выросли до предела

Одной из особенностей 2023 года стало то, что кредитные лимиты держателей кредиток росли гораздо быстрее, чем их утилизация. «Это не значит, что клиенты стали меньше тратить, это значит, что банки стали больше [лимитов] им давать. Таким образом они бронируют клиентскую базу на будущее, готовясь к ограничению полной стоимости кредитов (ПСК)», — говорит Стогниенко.

Банки активно повышали ставки по новым кредитам, пользуясь временной отменой Банком России ограничения на предельный размер ПСК, которая длится с середины 2023 года. До сих пор ЦБ продлевал мораторий, последнее такое решение перенесло его на 1 июля 2024 года.

Поскольку ограничение ПСК не распространяется на ранее выданные карты, банки сфокусированы на повышении утилизации лимитов по кредиткам, выданным в настоящее время, пока мораторий еще действует, резюмирует Стогниенко. Если он будет отменен с июля, по подсчетам Frank RG, треть рынка столкнется с тем, что выдавать по самым высоким ставкам уже не получится. Лимит ПСК будет оказывать давление на процентные доходы, которые по-прежнему обеспечивают 2/3 доходов по картам.

В 2023 году снизилась доля клиентов, которые не пропускают платежи в льготном периоде, так называемых «грейсеров» с 30 до 26%. Именно это может притупить остроту проблемы для банков в случае отмены моратория, тем более что эффективная продолжительность льготного периода сокращается.

Высокие ставки — не проблема

Банки разнятся в прогнозах относительно того, будет ли регулятор продлевать мораторий после 1 июля 2024. ЦБ может повысить ключевую ставку в будущем, так что, скорее всего, мораторий будет продлен, полагает управляющий директор Газпромбанка Екатерина Заяц. Банки просили об этом ЦБ, напоминает бизнес-лидер стрима кредиток МТС-банк Сергей Варганов, так что вполне может быть продлен.

«Я более пессимистично настроен. Не факт, что продлят». — поделился руководитель кластера «Кредитные карты» «Сбера» Александр Калинкин. Однако его пугает не столько ПСК, сколько ужесточение макропруденциальных лимитов: «С июля мы не сможем выдавать кредиты заемщикам с [предельной долговой нагрузкой], ПДН выше 80% <…> и, вероятно, это не последнее ужесточение». Это как бороться с перхотью отрубанием головы, посетовал он.

Рост ставок, наблюдавшийся в 2023-2024 годах стал беспрецедентным. ЦБ указывал в своих материалах, что условия кредитования населения ужесточались значительнее, чем для компаний.

Но держатели кредиток не очень чувствительны к уровню ставок, указывает Заяц, признавая, что рынок находится «на пределе» уровня ставок. «Таких ставок не было никогда, есть продукты со ставкой 80% годовых. И с точки зрения восприятия есть вопросы, все же 80% — это не 40% и не 50%», — говорит она. Калинкин также говорит, что ставки достигли максимумов — «даже в «Сбере» таких не было».

Но и в таких условиях банки придумывают аргументы, помогающие продавать продукт. Калинкин указывает, что все чаще слышит в предложениях банков, что благодаря льготному периоду кредитки можно копить — снять наличные и разместить на депозит. Заяц заметила, что ГПБ использует такие фразы при продаже продукта и они повышают отклик у клиентов.