Московская биржа предложила создать некий механизм аккредитации для организаторов IPO, чтобы допускать к таким сделкам только проверенные и качественные команды, установив стандарт качества, заявила директор по развитию первичного рынка акций Московской биржи Яна Шенкланд. Такая «проверка» могла бы проходить на уровне Мосбиржи, ее параметры обсуждаются – это открытая дискуссия, добавила она в ходе ПМЮФ-2024.

«Мы видим варьирующиеся качество организаторов: есть высококачественные организаторы с большим опытом, с командами, с отделом аналитики, но мы наблюдаем тенденцию возникновения и совершенно новых команд, с отсутствием трекрекорда. Спрос на рынке есть, но нас беспокоит качество этих команд», — заявила она. При этом менеджер биржи уточнила, что торговой площадке не хотелось бы создавать искусственную олигополию известных организаторов, «хочется новых игроков, но чтобы, чтобы они были хорошего качества», — добавила она.

Потенциальная аккредитация – это «как экзамен, собеседование, проверка количественных и качественных показателей команды», уточнила Яна Шенкланд. Frank Media направили запрос в Мосбиржу и ЦБ.

Для эмитентов, которые выходят на биржу, в мае Банк России подготовил рекомендации, согласно которым при проведении публичного размещения акций они должны раскрывать информацию о принципах и подходах к распределению бумаг среди инвесторов до начала сбора заявок, а также о фактическом получении актива по итогам сделки.

Яна Шенкланд отметила, что необходимо устанавливать требования не только к самому механизму проведения IPO, но и к организаторам сделок. В частности, нужно определить роль организаторов размещения в обеспечении юридической, финансовой и стратегической поддержки эмитента.

UPD: «На текущий момент на финансовом рынке отсутствуют формальные механизмы аккредитации организаторов сделок IPO, поэтому мы хотим привлечь внимание регулятора и индустрии к рискам, которые могут нести эмитенты и инвесторы в результате работы новых неопытных команд. Некачественная работа таких команд может привести к некорректному анализу компаний, недооценке рисков и предоставлению неполной информации инвесторам, что в последствии ведет к убыткам и снижению доверия на рынке», — передала пресс-служба слова директора по развитию первичного рынка акций Московской биржи Яны Шенкланд в ответ на запрос Frank Media.

По ее словам, критерии и формат аккредитации могут быть разными: они «требуют всестороннего обсуждения индустрии и регулятора». «Среди возможных механизмов: рассмотрение анкеты организатора с его качественными и количественными характеристиками, собеседование, наличие практического опыта команд», — отметила она. «Механизм аккредитации организаторов может войти в стандарты сделок IPO, которые будут носить рекомендательный характер и сейчас разрабатываются биржей совместно с профессиональными организаторами. Стандарты будут содержать три основных блока требований: к сделке, эмитенту и организаторам», — добавила топ-менеджер.