Фото: Екатерина Невская

Казахстанская фондовая биржа (KASE) обратилась к своему миноритарному акционеру – Московской бирже (MOEX) – с просьбой о выкупе у него своих акций, рассказали Frank Media два человека, близких к российской торговой площадке. Еще один источник из брокерской компании, в частности, работающей на иностранных рынках, также осведомлен об этом.

Московская биржа владеет 13,1% в KASE. Первую часть этого пакета (3,3%) российская торговая площадка получила в начале 2020 года, до нынешней доли Мосбиржа довела его в конце того же года. Акции Казахстанской фондовой биржи достались MOEX в рамках стратегического партнерства за предоставленные россиянами технологии. Сейчас рыночная стоимость пакета составляет 12,1 млрд тенге или 2,2 млрд рублей.

После начала новой волны санкционного давления на российских финансовый сектор, осенью 2022 года, председатель правления KASE Алина Алдамберген говорила, что в случае рисков введения ограничительных мер против Мосбиржи казахстанская площадка рассмотрела бы вопрос выхода из стратегического партнерства с ней.

Почти через два года эти риски реализовались: в середине июня 2024 года управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США внесло Московскую биржу в SDN-лист. OFAC выдало лицензию на сворачивание операций с российской торговой площадкой на срок до 13 августа. К санкциям против Мосбиржи присоединилась и Великобритания.

«KASE рассмотрит продолжение деловых отношений с MOEX с учетом санкционных ограничений», — заявили на следующий день после введения ограничительных мер против Московской биржи на казахстанской площадке. «Уверен, биржа мечтает не иметь лиц, попавших SDN-лист, в реестре акционеров. Сложно с ними жить», — говорит человек, близкий к казахстанскому брокеру. О возможном выкупе доли MOEX в KASE несколько раз упоминал председатель Национального банка Казахстана Тимур Сулейменов, однако, он говорил об этом неопределенно, всегда повторяя, что существуют различные варианты.

«В KASE Нацбанк имеет 47%. У нас есть собственная смета, есть собственные деньги, поэтому будем выкупать на них [долю Московской биржи]. Если такое будет», — заявлял он 13 июня, сразу после введений санкций против российской торговой площадки (цитата по «Интерфакс»). «KASE сейчас находится в переговорах, в том числе с MOEX (Московской биржей. – FM), любые варианты рассматриваются. Возможно, будет выкуп в том числе», — отмечал через неделю глава регулятора республики.

При этом косвенные данные свидетельствуют, что подготовка к выкупу началась. В середине прошлой недели KASE объявила о созыве через месяц внеочередного общего собрания акционеров (ВОСА), на котором должен рассматриваться единственный вопрос – об изменении методики определения стоимости акций казахстанской биржи при их выкупе.

По мнению собеседника FM, близкого к российскому ЦБ, Мосбиржа в данных условиях может согласиться на продажу доли в Казахстанской фондовой бирже. Вхождение в капитал и предоставление технологий KASE в прошлом имело стратегическую цель — оставить ее в зоне российского влияния, отмечает он. В частности, технологии для казахстанской биржи могла предоставить американская Nasdaq, а долей в KASE интересовались корейцы.

«В настоящее время ситуация с MOEX обсуждается. Сообщим позднее, как будет информация», — заявил Frank Media представитель KASE. В MOEX, Нацбанке Казахстана, а также Агентстве республики по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) не ответили на запросы Frank Media.