Фото: Unsplash

Банк России хочет разрешить заместителям гендиректоров негосударственных пенсионных фондов (НПФ) ставить подпись под договором об обязательном пенсионном страховании (ОПС), который позволяет перевести пенсионные накопления гражданина в НПФ, следует из проекта изменений, вносимых в типовую форму договора ОПС, подписываемую клиентом и представителем фонда.

В действующей типовой форме договора от лица НПФ требуется подпись «единоличного исполнительного органа фонда» (ЕИО), то есть главы организации – генерального директора или президента. Согласно предлагаемой форме договора, со стороны НПФ также возможна подпись «заместителя единоличного исполнительного органа фонда».

«Изменения были подготовлены для повышения доступности программы долгосрочных сбережений (ПДС). Предоставление права подписи договора ОПС заместителям ЕИО поможет оптимизировать процесс заключения новых договоров для перевода пенсионных накоплений в программу», — заявил Frank Media представитель Банка России.

Расширение списка лиц, который со стороны НПФ могут подписывать договор ОПС, сделает процедуру перехода между фондами «более отлаженной», к тому же «риски для людей снизятся», считает гендиректор НПФ Сбербанка Александр Зарецкий. По его словам, у руководителей НПФ есть другие заботы, кроме подписания договоров. К тому же «когда человек в отпуске, командировке или на больничном, он физически не может подписывать такие договоры своевременно». «Из-за этого могут возникать задержки в доставке людям договоров ОПС, что впоследствии ведет к нарушению сроков, установленных действующим законодательством (фонд обязан прислать договор ОПС в СФР в течение месяца с момента его подписания. – FM)», — жалуется он.

Если подписывать договор ОПС будет «настоящий заместитель гендиректора фонда, согласованный регулятором», то инициатива ЦБ «не вызывает возражения», говорит председатель совета директоров НПФ «Будущее» Галина Морозова: «Самое главное – не допустить в этом случае недобросовестных совместителей, подставных лиц, которые не будут нести ответственности за подписанные договоры». «Заместители ЕИО, как и ЕИО, должны соответствовать установленным требованиям к деловой репутации, их назначение на должность согласовывается Банком России», — успокаивает ЦБ.

Возможность подписи договора ОПС со стороны НПФ только руководителем фонда была введена регулятором в конце 2019 года как один из ограничителей так называемых переходных кампаний — годовых кампаний по смене пенсионных фондов гражданами, писал «Коммерсантъ». Например, в результате переходной кампании 2018 года страховщиков сменили более 1,5 млн человек. Такие активные перемещения между фондами сопровождались финансовыми потерями граждан, поскольку досрочный перевод пенсионных накоплений несет в себе риски штрафных санкций. В частности, за ту же переходную кампанию 2018 года граждане потеряли 4,3 млрд рублей, сообщал «Коммерсантъ».

Благодаря мерам регулятора, одной из которых было требование подписи договора ОПС только гендиректором, удалось сбить активность по переходам из фонда в фонд и, соответственно, объемы потерь граждан, которые сопровождают эту миграцию. По итогам переходной компании 2021 года (и частично 2018 года) страховщика сменили немногим более 120 тысяч человек.

Однако с этого года была запущена ПДС, в которую можно перевести пенсионные накопления, но сделать это можно только в рамках НПФ, где клиент уже копил свои средства по ОПС. Это может усилить стремление фондов как к наращиванию клиентской базы, так активов клиентов в рамках ПДС, что требует активизации переводов пенсионных накоплений граждан, говорит гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Помимо самой заинтересованности НПФ, существует и государственная задача. Ведь президент поставил цель собрать пенсионных резервов в ПДС не менее 1% к ВВП к 2026 году, а без «старых» денег это сделать сложно», — говорит он.

Таким образом, ЦБ следует в русле выполнения этих задач, увеличивая «пропускную способность» переходной компании. Такое «ускорение процесса перехода в НПФ (в частности из СФР. – FM) может поспособствовать участию в программе большего количества людей. Решение ЦБ может помочь россиянам начать активно пользоваться ПДС», говорит Александр Зарецкий.

«Расширение круга лиц, которые имеют право со стороны НПФ подписывать договор ОПС, позволит фондам активизировать привлечение. Сейчас один гендиректор может подписать до 100 тысяч договоров в год. Все что больше выглядит уже подозрительно», — соглашается Сергей Околеснов. Впрочем, по его словам, рекордов прошлых лет ожидать не стоит. Расширение круга лиц сыграет роль в активизации кампаний, но все-таки не столь значительную, а соответственно, и потери граждан в результате переходов не будут масштабным, полагает эксперт.

Ольга Федосенко для Frank Media