Российские страховщики в первом квартале 2024 года получили 99 млрд рублей чистой прибыли, это на 10% ниже результата первого квартала 2023 года, говорится в «Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков».

Снижение прибыли в первую очередь связано с ухудшением результатов инвестиционной деятельности – в основном за счет меньшей положительной переоценки активов, номинированных в иностранной валюте, на фоне роста курса рубля. Также по итогам первого квартала 2024 года ухудшились результаты от операций с финансовыми инструментами, что связано со снижением цен на долговом рынке в условиях ужесточения Банком России денежно-кредитной политики. 

Результаты от страховой деятельности страховщиков в первом квартале 2024 года также ухудшились год к году – в основном за счет операций по страхованию non-life. Это было связано с более быстрым ростом состоявшихся убытков по сравнению с динамикой заработанных страховых премий. В результате в первом квартале коэффициент убыточности вырос на 2,3 п.п., до 52,6%. 

В первом квартале 2024 года объем страховых премий  вырос на 5,5%, до 578,4 млрд рублей. Замедление роста связано с выходом из базы расчета показателей первого квартала 2022 года, когда на страховом рынке наблюдалось сокращение страховых премий на фоне ухудшения внешних условий для российской экономики. Одним из драйверов роста рынка в первом квартале 2024 года стало автострахование. Так, взносы по автокаско выросли на 22,2%. Это объясняется увеличением продаж новых автомобилей, в том числе в кредит, когда машина страхуется по требованию банка. 

Доля продаж страховых продуктов через посредников в первом квартале увеличилась – в основном за счет повышения роли банковского канала. Структура продаж страховых продуктов с точки зрения каналов продаж изменилась. Доля основного канала продаж – продаж через посредников (без учета электронных продаж) – выросла на 3,2 п.п., до 61,1% совокупных продаж. Доля продаж без участия посредников (без учета электронных продаж) снизилась на 5,9 п.п., до 20,2%. Совокупная доля электронных продаж увеличилась на 2,7 п.п., до 18,7% совокупных продаж. Структура продаж страховых продуктов через посредников в первом квартале также изменилась: доля банковского канала увеличилась на 7,4 п.п. г/г, до 46,2% премий, полученных при участии посредников.

Объем выплат по договорам страхования вырос на 11%, до 272 млрд рублей.