Российская «дочка» Raiffeisen Bank International (RBI) — Райффайзенбанк — вынуждена снизить темпы кредитования, чтобы группа смогла выполнить предписание Европейского центрального банка (ЕЦБ) о сокращении кредитного портфеля в России на 65% к 2026 году, говорится в заявлении группы.

На практике это значит, что в ближайшие месяцы кредитная политика ужесточится и процент одобрений существенно снизится, однако речи о полной остановке кредитования нет. Мы делаем все, что зависит от нас, чтобы сохранить доступность этого финансового продукта для наших клиентов.

Райффайзенбанк в России

Райффайзенбанк еще в 2022 году начал переход к модели бизнеса capital-light, которая предусматривает снижение влияния капиталоемких продуктов, таких как кредитование, на финансовый результат, говорится в сообщении. Целевыми в новой модели являются некредитные продукты и высокотехнологичные сервисы, указано в нем.

В начале апреля сообщалось, что RBI ожидает запроса от ЕЦБ, касающегося ускорения сокращения бизнеса в России. Группа раскрыла, что предыдущие требования регулятора предполагали, что она существенно свернет свой бизнес в стране — кредиты клиентам к 2026 году должны сократиться на 65% по сравнению с третьим кварталом 2023 года, как и международные платежи, исходящие из России. Требования ЕЦБ выходят далеко за рамки собственных планов RBI по дальнейшему сокращению бизнеса в России и могут отрицательно повлиять на варианты продажи Райффайзенбанка, говорилось в заявлении австрийской группы.

В марте 2023 года стало известно, что ЕЦБ усилил давление на RBI, настаивая на том, чтобы австрийский банк ускорил процесс выхода из России. Сама же группа признавала, что покинуть российский рынок ей будет сложно, а продавать банк «по любой цене» она не намерена. RBI также заявляла, что рассматривает вариант проведения spin-off.

CEO группы Йохан Штробль позже отмечал, что группа продолжает работает над процессом продажи российского Райффайзенбанка. «Мы аккуратно подходим, не сокращаем бизнес в России очень быстро, пытаясь сохранить ценность актива, чтобы иметь возможность его продажи. Мы работаем над продажей Райффайзенбанка. За последние два года мы получили заявления о заинтересованности от многих партнеров — российских и иностранных. Надо отметить, что российские интересанты, о которых мы говорим, конечно же, не находятся под санкциями. Деконсолидация нашего российского подразделения остается нашим главным приоритетом, и мы верим, что продажа — это самый быстрый и прозрачный способ сделать это», — отметил Штробль.