Фото: Росконгресс

Между банками и маркетплейсами растет напряжение в публичном поле. Это показали по меньшей мере две дискуссии на Петербургском экономическом форуме: в первой банки (Альфа-банк и ВТБ) обсуждали конкуренцию с e-commerce-платформами, особенно с их финтех-направлением (Ozon, Wildberries и «Авито»), а во второй госбанки (Сбербанк и ПСБ) говорили про это с первым зампредом ЦБ Ольгой Скоробогатовой.

На банковском рынке сложилась ситуация, когда есть системно значимые банки, которым все активнее приходится конкурировать с e-comm-финтехами, начал первую дискуссию Владимир Верхошинский из Альфа-банка. Он заявил, что на рынке сложился «регуляторный арбитраж», когда системно значимые банки «рассматривают под лупой, а банки, в которых миллионы-десятки миллионов клиентов, но они не являются системно значимыми, пока не контролируются». Это создает риски для всей системы, указал он, не поделившись, какие именно риски он имеет ввиду.

Кроме того, Верхошинский назвал дискриминацией ситуацию, когда маркетплейсы дают скидку на товары при оплате картой дружественного им банка. Он привел в пример Ozon, 83% клиентов которого открывают там счета из-за скидок на товары. Сам Альфа-банк работает в партнерстве с маркетплейсом «Яндекса», где также предлагается скидка за оплату его картами.

Банки маркетплейсов вынуждены соблюдать те же нормативные требования, что и все остальные, заверил управляющий директор Ozon Сергей Беляков. К тому же картой клиент может пользоваться не только на Ozon, добавил он, а любой банк свободен предлагать клиентам собственные reward-программы. «Регуляторная политика позволяет выбирать. И это очень хорошо», — резюмировал он. Его поддержала владелица Wildberries Татьяна Бакальчук, которая напомнила Верхошинскому, что платформа сотрудничает со многими банками, в том числе с Альфа-банком, а клиенты площадки в основном пользуются картами банков, а не её сервисами (у Wildberries есть собственный электронный кошелек, который позволяет получать скидки — FM). «Обвинять нас в том, что пытаемся создать неконкурентные преимущества по отношению к другим, это неправильно», — сказала она.

Управляющий партнер «Авито» Иван Гуз рассказал собравшимся, что площадка работает с набором банков-партнеров, а собственный банковский проект пока не планирует. К партнерству призвал собравшихся и зампред ВТБ Георгий Горшков, который сказал, что банки и маркетплейсы «созданы для любви». ВТБ, по его словам, оценил, что будет с Ozon, если все платежи на маркетплейсе будут идти по его картам. Компания проиграет, резюмировал он, так что лучше искать модели, в которой компании сосуществуют.

Приглашенный на сессию заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов напомнил собравшимся, что финтех как направление переживает бум и законодатели за ним просто не успевают, напомнив, что с юридической точки зрения маркетплейсов вовсе не существует — такое понятие законодательно не закреплено. А равноправная среда возникает там, где регулирование разрабатывают все участники рынка.

Гораздо разнообразнее были мнения на сессии «Мировые тренды в платежах», которую модерировала Ольга Скоробогатова. Банкиры там прикидывали как сложно работать в финтех-направлениях даже средним банкам, поскольку инвестиции в работу с данными, в безопасность и пр., которые сейчас для этого требуются, колоссальны. Даже средним игрокам это очень тяжело, согласилась Скоробогатова.

«В транзакционном бизнесе финтехи не взлетели, потому что во-многом банки выступили в этой роли. Именно банки первыми запускали технологии, а потом это стало массовым сервисом», — напомнил первый зампред «Сбера» Кирилл Царев. Банки все время вынуждены придумывать что-то новое, конкуренция очень сильна. «У банков цель и опасения — не потерять клиента, а значит конкуренция не ослабнет», — резюмировал он. Главный вопрос для них — с какой скоростью они придумывают новые сервисы.

— Знаете, почему финтех-стартапов в платежах нет в России? Потому что главный финтех-стартап — это Банк России. Это не комплимент <…>, потому что мы деньги на этом потеряли! — поделился зампред правления Промсвязьбанка Константин Басманов с Ольгой Скоробогатовой. Прием платежей стал реальностью с новой экономикой, констатировал он, потому новые сервисы сейчас придумывают не только банки.

Финтех-революция сконцентрировалась между банками и торговыми площадками. Переход торговли в интернет и разнообразие способов принять платеж в онлайне сделали свое дело — между банками-эквайерами и электронными торговыми площадками целая россыпь агрегаторов, которые представляют собой команды молодых финтех-специалистов. Они делают «последнюю милю» с такой скоростью и таким качеством, какое системно значимые банки себе позволить не могут.

зампред правления Промсвязьбанка Константин Басманов

Ситуацию с маркетплейсами Скоробогатова назвала новой реальностью. «Хорошо, что мы там ничего не стали регулировать, мы как-то эту нишу упустили и дали им вырасти», — рассуждала вслух первый зампред Банка России.

— Пусть взойдёт, вы увидите тогда, где косить! — парировал Басманов.