Возможным источником средств для исполнения компанией «Киви Финанс» (принадлежит российской «Киви») второй оферты по своему единственному выпуску облигаций на 8,4 млрд рублей могли стать деньги от продажи факторингового портфеля компании «РОВИ Факторинг плюс» (51%, согласно данным и на ЕГРЮЛ, находится в собственности «Киви» и 49% «Плюс Менеджмент групп» основателей фактора Виктора Вернова и Евгения Родионова), а может быть и самой факторинговой компании (ФК), предполагает в ежедневном обзоре руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитала» Алексей Булгаков.

«Киви Финанс» в прошлую пятницу, 31 мая, сообщила, что приобрела у держателей по оферте 8,3 млн штук облигаций по 1016,4 рублей за одну бумагу (номинал, а также накопленный на дату выкупа купонный доход, НКД). «По итогам выкупа биржевых облигаций 31 мая 2024 года эмитент и оферент (компания «Киви». – FM) исполнили все обязательства перед владельцами бондов в полном объеме», — говорилось в сообщении «Киви Финанса».

«Всего по выпуску наступало две оферты на досрочное погашение, после понижения кредитного рейтинга по выпуску и его отзыву, в ходе которых компания выкупила у держателей бумаги номиналом ₽165 млн (причем, что интересно, выкупала не пропорционально у всех держателей, занесших бумагу, как положено по закону о ЦБ, а по 100% у розничных держателей)», — напоминает Алексей Булгаков.

В первой половине апреля «Киви финанс» допустила технические дефолт по первой оферте, приобретя лишь 1,7% от предъявленных к выкупу облигаций. В конце мая техдефолт был допущен по второй оферте – компания приобрела лишь 0,6% от предъявленных к выкупу бондов. «Неполное исполнение обязательств по обоим офертам обуславливалось отсутствием денежных средств (почти все ликвидные средства материнского «Киви» находятся на счетах Киви-банка)», — отмечает аналитик.

Банк России 21 февраля объявил, что отозвал лицензию у Киви-банка (тогда же в банк вышла временная администрация в лице АСВ). Регулятор отмечал, что кредитная организация нарушала законы и не соблюдала регуляторные требования ЦБ, в связи с чем в течение последних 12 месяцев к нему пять раз применялись меры, в том числе дважды вводились ограничения на осуществление отдельных операций. В апреле суд постановил ликвидировать Киви-банк по ходатайству ЦБ.

«Позитивное для держателей облигаций разрешение ситуации и очень дружественное поведение эмитента по отношению к ним вероятно обусловлено, в том числе, специфической структурой держателей (97,5% выпуска на момент начала ликвидации банка находились у четырёх коммерческих банков – «Сбера», Совкомбанка, Росбанка и ликвидируемого Киви-банка», — полагает Алексей Булгаков. По его подсчетам, сейчас в обращении остается облигаций номинальной стоимостью в менее чем 30 млн рублей.

В «Киви» отказались от комментариев.