Объемы потребительских кредитов, выданных микрофинансовыми организациями (МФО) в первом квартале 2024 года, выросли на 5,5% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года, говорится в материале ЦБ, посвященном тенденциям микрофинансового рынка. При этом темпы роста стали сопоставимы с показателями 2021 года (+7% за квартал), подчеркнул ЦБ. Размер совокупного портфеля на начало апреля составил 472 млрд рублей.

Доля просроченной задолженности (NPL 90+) в портфеле уменьшилась до уровня начала 2022 года, составив 32,2%. Это на 1,2 процентных пункта (п.п.) ниже, чем в предыдущем квартале, и на 2,2 п.п. ниже, чем год назад. Доля займов с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 80% в совокупном объеме выданных займов составила около 15%, что “немного выше” показателя четвертого квартала 2023 года, отмечается в докладе. 

Аналитики ЦБ отмечают, что не все компании справились с новыми ограничениями и ужесточением макропруденциальных лимитов, в результате чего в первом квартале число МФО уменьшилось на 2% — до 987 организаций на конец марта. “Однако с рынка в основном уходят небольшие компании, которые не могут адаптировать текущие процессы и продуктовую линейку к требованиям о допустимой долговой нагрузке и риск-профилю потенциальных заемщиков”, — отмечается в материалах регулятора. При этом основные тенденции рынка по-прежнему определяют крупные компании с портфелем более 1 млрд рублей (их на рынке 81, совокупный портфель таких компаний составляет 83% портфеля рынка). 

По данным ЦБ, основную активность на рынке создают постоянные заемщики: 55% заемщиков в предыдущем квартале уже брали займ в МФО или одновременно займ в МФО и кредит в банке. При этом клиентская база МФО постоянно расширяется — за счет как лиц без кредитной истории, так и заемщиков, которые ранее обслуживались в банках. Так, 8% граждан, которые в I квартале 2024 года получили займ в МФО, никогда раньше не пользовались заемными средствами. Также, согласно отчету, около 9% заемщиков в предыдущем квартале обращались в кредитные организации, а в текущем квартале стали заемщиками МФО. Остальные заемщики пользуются услугами финансовых организаций нерегулярно и по мере необходимости: обращались в МФО или банк в течение последнего года или более года назад. Среди новых заемщиков довольно много молодых людей в возрасте 20-30 лет (39%), при этом чуть больше мужчин, чем женщин (56%). 

Стабильному спросу на рынке МФО способствует активная цифровизация – все больше компаний переходят на дистанционный формат выдачи займов. Число МФО, работающих в онлайне, за год выросло на 23%, дистанционно выдается 80% займов. На фоне этого объем займов, выдаваемых в офисах МФО, постепенно снижается, как и количество самих офисов.