Минэкономразвития хочет расширить критерии таксономии, в рамках которой определяются проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, пишет РБК со ссылкой на соответствующий проект постановления правительства, подготовленный ведомством. Согласно документу, с которым ознакомилось издание, указанный статус смогут получить проекты в сфере импортозамещающей промышленности, электроэнергетики (в том числе возобновляемой), туризма, транспорта.

Проекты в рамках таких приоритетных направлений могут рассчитывать на особый подход банков при одобрении кредитов, пониженную ставку по ним и более активное участие институтов развития.

«Таксономия технологического суверенитета позволяет снизить нагрузку на капитал банков. Благодаря этому уже 12 крупных проектов в машиностроении, энергетике, науке получили доступ к льготному кредитованию», — приводит РБК слова первого заместителя министра экономического развития Ильи Торосова. По данным Минэкономразвития, общая сумма таких проектов превышает 264 млрд рублей. В начале прошлого года председательница Банка России Эльвира Набиуллина оценивала потенциал кредитования банками трансформационных проектов в 10 трлн рублей.

«Первые итоги применения стимулирующего регулирования еще очень далеки от потенциала — портфель проектов составляет около 300 млрд рублей при оценке нами свободного лимита, на который направлено стимулирующее регулирование 10 трлн рублей. Конечно, нужно сделать скидку на сравнительно короткую историю программы и ужесточение денежно-кредитных условий», — говорила Эльвира Набиуллина в апреле (цитата по «Интерфакс»). Но самое главное, по ее словам, это то, что не хватает «качественных проектов по тем ключевым направлениям, которые перечислены в таксономии».

В ЦБ заявили РБК, что регулятор планирует распространить на облигации по проектам таксономии те же стимулы, что уже действуют для кредитов на такие проекты: «Снижение риск-весов будет зависеть от значимости проекта (техсуверенитет — первый приоритет, структурная адаптация — второй) и его кредитного качества, которое будет оцениваться на основе национальных кредитных рейтингов. В зависимости от этих факторов риск-веса по облигациям могут быть снижены на 30–70% от их стандартной величины».

Кроме того, регулятор хочет симулировать, помимо кредитных организаций, также НПФ и страховые компании инвестировать скопленные в них средства в проекты, необходимые для структурной трансформации российской экономики, рассказывал в прошлом году зампред ЦБ Филипп Габуния.

Как пишет РБК, в Банке России надеются, что благодаря таким стимулам произойдет рост финансирования проектов таксономии, а в перспективе будет создан «новый сегмент рынка ценных бумаг, объем которого может потенциально составить несколько триллионов рублей».

Из подготовленного Минэкономразвития проекта постановления следует, что вносимые им изменения позволят компаниям выпускать облигации, направленные на финансирование проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики.

В апреле прошлого года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление, в котором была утверждена таксономия приоритетных проектов. Введенная таксономия предусматривает две группы проектов:

  • Первая — проекты технологического суверенитета, направленные на создание новых мощностей, технологий и расширение производств в отраслях, где степень локализации составляет менее 50%. Приоритетными здесь были заявлены авиа- и автопром, железнодорожное, нефтегазовое, специализированное и сельхозмашиностроение, станко- и судостроение, фармацевтика, химпром, электроника и энергетика.
  • Вторая — проекты структурной адаптации российской экономики. Эти проекты нацелены на развитие инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги (среди приоритетных, например, разработка программных продуктов) и переориентировать поставки продукции из России в «дружественные» государства. От 50% выручки от реализации таких проектов должно формироваться за счет приоритетной продукции.