Нефтяная корпорация Индии Oil and Natural Gas Corp (ONGC) до сих пор не смогла перечислить свою долю в ликвидационном фонде проекта «Сахалин-1» его новому оператору ООО «Сахалин-1» из-за банковских ограничений, следует из отчетности компании. Это препятствует выполнению условий по возвращению 20%-ной доли ONGC в проекте.

«В связи с ограничениями для российских банков [дочерняя] ONGC Videsh ведет переговоры с правительством Российской Федерации и ООО «Сахалин-1» по определению вероятных альтернатив передачи ликвидационного фонда для выполнения условия [сохранения доли в проекте]», — сообщили в ONGC.

О проблеме с передачей доли в ликвидационном фонде «Сахалин-1» новому оператору, зарегистрированному в России (ООО «Сахалин-1»), компания сообщала еще в ноябре 2023 года. «На прошлой неделе мы подали заявку в РФ на рассмотрение возможности получить средства из ликвидационного фонда в рублях. Мы надеемся, что решение будет принято быстро», — заверял тогда Винод Халлан, директор по финансам ONGC Videsh Limited (цитата по «Интерфакс»). Индийская корпорация получила свою долю ликвидационного фонда проекта еще 6 апреля 2023 года, однако не смогла передать ее российскому ООО «Сахалин-1» из-за санкций и контрсанкций, затронувших российскую финансовую систему.

ONGC Videsh владела 20% акций «Сахалин-1» с 2001 года, напоминает компания в отчете. В апреле 2022 года бывший оператор месторождения ENL, дочерняя компания американской Exxon Mobil, оператор месторождения, объявил о форс-мажорных обстоятельствах, и к сентябрю добыча практически остановилась. В октябре 2022 года правительство передало все права и обязательства, связанные с месторождением, новой российской ООО «Сахалин-1». В ноябре 2022 года российские власти разрешили ONGC сохранить долю в проекте в 20% при условии передачи активов индийской компании в существующем накопленном ликвидационном фонде «Сахалин-1» новому оператору.

В результате, ONGC не получила финансовую отчетность проекта за период с 1 января 2023 года по 31 марта 2024 года. Им доступны только ограниченные данные о полевых операциях, сводных данные о добыче, скважинах, операциях по бурению и транспортировке нефти.

Кроме того, ONGC не может репатриировать дивиденды с другого российского месторождения, Ванкора. Компания входит в консорциум индийских нефтяных корпораций (ONGC Videsh Ltd., Oil India Limited, Indian Oil Corporation и Bharat Petroleum), которому через сингапурскую юрисдикцию принадлежит 49,9% дочернего предприятия «Роснефть» — «Ванкорнефти». Сингапур признан российскими властями «недружественной страной», что накладывает ограничения на репатриацию полученных средств. Сейчас общая сумма дивидендов, причисляющихся ONGC, составляет 16,1 млрд рублей — эти деньги хранятся в «Коммерческом Индо Банке» (КИБ) (владелец — Государственный банк Индии, SBI) в Москве. «Таким образом, эти средства доступны для использования группой только внутри страны и в валюте получения», — говорится в отчете. По подсчетам Frank Media на основе отчета КИБ, доля хранящихся дивидендов ONGC в общем объеме обязательств банка в первом квартале 2024 года составила порядка 20,8%. В мае 2023 года объем «зависших» дивидендов оценивался в 6,5 млрд рублей.

В сентябре 2023 года сообщалось о $600 млн дивидендных доходов индийских компаний, которые оказалось невозможно вывести из России. Тогда компании обдумывали возможность использования этих средств для покупки российской нефти.