Российские компании вынуждены создавать все более длинные цепочки посредников для проведения транзакций в условиях санкционного давления, пишет Financial Times (FT). Это приводит к увеличению расходов на комиссии и конвертацию валюты.

К этому привели последствия указа президента США Джо Байдена, который разрешил американскому Минфину вводить вторичные санкции против финансовых организаций, не соблюдающих санкции. Банки стали отказываться от работы с российскими контрагентами и избегать операций в некоторых валютах, сообщили изданию западные чиновники и трое высокопоставленных российских финансистов. «С каждым месяцем становится все труднее и труднее. Один месяц — в долларах, следующий — в евро; через полгода вы в принципе ничего не сможете сделать. Логической конечной точкой этого является превращение России в Иран», — приводит FT слова крупного российского инвестора.

В результате, российские компании были вынуждены начать работать с более мелкими банками и удлинить цепочки посредников, которые разделяют покупателя и продавца. Все более сложные схемы транзакций могут запутать западных регуляторов, считает Матис Мяекер, глава подразделения финансовой разведки Эстонии. «В мире так много банков — они найдут новый способ обойти санкции», — отметил он.

В то же время, по словам Мяекера, это увеличивает их стоимость. В конце апреля Владимир Потанин, президент «Норильского никеля», рассказал Интерфаксу, что стоимость транзакций, в том числе комиссионные вознаграждения и оплата услуг посредников, достигают 5-7%. «Несколько лет назад трудно было представить, что такое вообще возможно», — сказал он.

Тем не менее, многие банки все равно не готовы рисковать попасть под санкции. «У США действительно есть рычаги влияния на финансовый сектор», — отметила Элина Рыбакова, старший научный сотрудник-нерезидент Института международной экономики Петерсона. «Если вы как-то связаны с долларом, они могут узнать, что вы делаете что-то не так, даже если вы самый маленький банк. И это пугает людей».

Кроме удлинения цепочек посредников, для обхода санкций меняется и структура валютных расчетов. Торговля все чаще ведется в рублях, чем в «дружественной» валюте. По словам высокопоставленного российского банкира, это единственный способ убедиться, что Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) не увидит платеж. По данным российского Центробанка, которые приводит FT, доля рубля в международной торговля в феврале выросла до 40,5% с 33,5% в январе. Доля «дружественных» валют в свою очередь сократилась до 35,9% в феврале с 42,6% в январе.

Однако ограниченная конвертируемость рубля мешает российским банкам и их контрагентам компенсировать потерянный объем торговли в долларах и других западных валютах, считает крупный российский инвестор. «Даже самые дружественные юрисдикции, такие как Кыргызстан, уязвимы. А вывести много средств оттуда все равно не получится, потому что капитал у этих банков очень маленький», — сообщил он.