Женщины, которые еще полвека назад могли открыть счет в банке только с разрешения отца или мужа, контролируют все большую долю мирового богатства, что заставляет управляющих частными активами подстраивать свои услуги под их особые потребности, пишет издание Financial Times. Финконсультанты начали разрабатывать специальные программы и персонализированное финансовое планирование, учитывающее жизненные этапы женщин, и даже обращаются к ученым-бихевиористам, чтобы улучшить качество своей работы с этой категорией клиентов.

“Созревающая” группа 

По данным исследования Boston Consulting Group, в настоящее время около трети мирового частного капитала принадлежит женщинам. А в Великобритании, по прогнозам Центра экономических и деловых исследований, к 2025 году 60% богатства страны будет находиться в руках женщин. Доля ультрабогатых женщин растет и во всем мире — в 2022 году она достигла 10,9% по сравнению с 6,5% в 2016 году, согласно последним исследованиям группы Statista, опубликованным в феврале.

«Для управляющих капиталом открываются широкие возможности для роста, особенно с учетом того, что женщины все еще остаются “созревающей” демографической группой в отношении финансовых консультаций и инвестирования”, — говорит Виктория Росс, специалист по финансовому планированию компании Progeny. По ее словам, такое положение женщин связано с “наследием” тех десятилетий, когда финансы считались преимущественно мужской сферой. «Легко забыть, что всего 50 лет назад женщины не могли открыть счет в банке без разрешения отца или мужа». В результате традиционные финансовые продукты и рынок финансовых услуг, ориентированный на инвестиции, оказались менее привлекательными для женщин, считает Росс.

Инклюзивное пространство 

По мнению Росс, индустрии нужно “больше работать” над пониманием гендерных факторов и поведения в отношении финансов, чтобы говорить с женщинами так, чтобы это находило отклик, а также использовать возможности для обучения и расширения их прав и возможностей. Она считает, что одним из способов привлечения женщин-клиентов является более тонкое понимание их целей, которые могут включать не просто теоретическое желание разбогатеть, а конкретные жизненные обстоятельства — например, обязанности по уходу за больным родственником, выход на пенсию или потерю супруга.

«Важно, чтобы финансовые компании нашли время подумать о том, насколько инклюзивно они общаются и рекламируют свои услуги, избегая гендерных формулировок и отраслевого жаргона”, — рассуждает она. 

«Меня лично шокирует, как часто я все еще получаю электронные письма от финансовых учреждений, в которых говорится «Уважаемые господа». Компании должны взять на себя инициативу и пропагандировать управление капиталом как инклюзивное пространство, где голос женщины имеет значение», — подчеркивает Росс. 

Запоздалый импульс 

Проблема, по словам представителей отрасли, заключается в том, что многие женщины впервые попадают на консультацию к финансовым управляющим после развода или смерти партнера. Это означает, что они оказываются ситуации, когда им нужно принять важные решения, не имея предыдущего финансового опыта. 

По мнению Бхави Алагаратнама, старшего менеджера по работе с клиентами компании Fidelity International, компаниям следует начинать работу с женщинами гораздо раньше: начиная с финансового образования в школе, в университете, в начале карьеры, а также на определенных жизненных этапах — когда они выходят замуж, разводятся, заводят детей, выходят на пенсию или теряют супруга.

Бхави Алагаратнама считает, что, определив эти вехи, менеджеры по управлению частным капиталом могут дать женщинам возможность взять под контроль свои финансы и обеспечить большую финансовую независимость на протяжении всей жизни. Она отмечает, что несмотря на то, что за последние два десятилетия экономическая власть женщин значительно укрепилась, но все еще существует слишком много «пробелов», когда речь идет о финансах мужчин и женщин. “Женщинам по-прежнему платят меньше, они чаще берут отгулы для ухода за детьми или пожилыми родственниками и реже инвестируют свои деньги в растущие активы — и в итоге на пенсии у них остается меньше денег», — объясняет эксперт. 

Бихевиористский подход 

Однако менеджеры по управлению капиталом меняют свое отношение к экономической роли женщин, и многие из них прилагают все усилия, чтобы адаптировать свои услуги к их специфическим нуждам и потребностям. 

«Это может включать в себя более персонализированное финансовое планирование, решение конкретных проблем, например, связанных с обязанностями по уходу за заболевшими родственниками, а также обучение инвестированию и управлению состоянием”, — говорит Алагаратнам.

С ней согласны и другие участники финрынка. Эмма Уилер, руководитель отдела женского благосостояния UBS Global Wealth Management, говорит, что женщинам необходимо укреплять свою финансовую уверенность, чтобы они могли чувствовать себя комфортно, принимая на себя больше рисков. Она отмечает, что женщины уже принимают правильные решения в сфере финансов. Как правило, они придерживаются долгосрочного подхода к инвестированию, не меняют резко свою инвестиционную стратегию, реже торгуют, чем мужчины, и меньше реагируют на волатильность рынка. «По этим причинам их портфели часто оказываются лучше, — говорит Уилер. — Можно сказать, что женщины как инвесторы менее эмоциональны, чем мужчины».

Швейцарский банк UBS обучает своих консультантов, чтобы помочь им понять различия между мужчинами и женщинами в их отношении к финансам. Сначала банк провел исследование, чтобы понять, какие барьеры стоят перед женщинами как инвесторами, а затем попросил ученых-бихевиористов помочь разработать способы, с помощью которых консультанты могли бы улучшить общение с клиентами-женщинами. UBS запустил свою программу обучения в 2018 году.

Одно из ключевых различий в подходе женщин к финансовому планированию по сравнению с мужчинами заключается в том, что они часто предпочитают целостный подход, который не просто зацикливается исключительно на доходности инвестиций, а учитывает их более широкие жизненные цели, ценности и приоритеты, отмечает  Ребекка Гуч, руководитель глобального отдела исследований Deloitte Private. По ее мнению, управляющие, способные принять и понять такой подход к богатству и инвестированию, смогут установить прочные отношения со своими клиентами-женщинами, от чего выиграют обе стороны.