Совет директоров Банка России третье заседание подряд принимает решение сохранить ключевую ставку на уровне 16% годовых, следует из пресс-релиза регулятора. Ставка держится на таком уровне с декабря прошлого года. Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 7 июня.

Возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось ранее, отмечает ЦБ. Текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким. «Из-за сохраняющегося повышенного внутреннего спроса, превышающего возможности расширения предложения, инфляция будет возвращаться к цели несколько медленнее, чем Банк России прогнозировал в феврале», — говорится в заявлении регулятора.

В своем базовом сценарии ЦБ повысил прогноз средней ключевой ставки на этот и на следующий год до 15-16% и 10-12% соответственно. С 27 апреля до конца 2024 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 14,5-16,%, до этого он был на уровне 13,2-15,5%. «Проводимая Банком России денежно-кредитная политика (ДКП) закрепит процесс дезинфляции в экономике», — отмечается в пресс-релизе регулятора. С учетом проводимой ДКП ЦБ прогнозирует снижение годовой инфляции до 4,3–4,8% в 2024 году и до 4% — в 2025 году.

ЦБ об инфляции

Текущий рост цен с поправкой на сезонность в марте снизился до 4,5% в пересчете на год, в феврале он был на уровне – 6,3%. «Это снижение во многом произошло за счет волатильных компонентов», — объясняет регулятор. Устойчивое инфляционное давление также уменьшилось, но остается высоким из-за активного роста внутреннего спроса, подчеркивается в пресс-релизе. Показатель базовой инфляции с поправкой на сезонность в марте уменьшился до 6,1% в пересчете на год (после 6,8% в феврале). Показатель годовой инфляции значительно не изменялся с начала марта и, по оценке на понедельник, 22 апреля, составил 7,8%.

Инфляционные ожидания демонстрируют разнонаправленную динамику, однако в целом они остаются на повышенных уровнях, отмечает регулятор: в апреле инфляционные ожидания населения продолжили снижаться, а предприятий, наоборот, немного выросли после нескольких месяцев снижения.

ЦБ о российской экономике

В первом квартале этого года российская экономика продолжает расти заметно быстрее, чем прогнозировалось, сообщает регулятор, ссылаясь на оперативные индикаторы. На фоне существенного роста доходов населения и уверенных потребительских настроений остается высокой потребительская активность. Сохраняется высокий инвестиционный спрос, свидетельствуют данные опросов предприятий.

«Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным», — констатирует регулятор. Прогноз по росту ВВП в 2024 году ЦБ повысил до 2,5–3,5%.

Главным ограничением для расширения выпуска товаров и услуг остается дефицит трудовых ресурсов. «При этом жесткость рынка труда продолжает нарастать», — отмечает Банк России. По данным мониторинга предприятий, дефицит рабочей силы вырос в большинстве отраслей.

ЦБ о денежно кредитных условиях

Денежно-кредитные условия значимо не изменились с момента предыдущего заседания совета директоров ЦБ. Рост процентных ставок продолжается, констатирует регулятор. Повышенный их уровень поддерживает сберегательные настроения населения, возросшие доходы которого «позволяют одновременно наращивать сбережения и потребление».

Кредитная активность остается высокой, например, необеспеченное потребкредитование ускорилось, а ипотека продолжает замедляться. Корпоративное кредитование оживилось в марте, однако по сравнению с четвертым кварталом прошлого года темпы его прироста снизились.

ЦБ о балансе рисков для инфляции

На среднесрочном горизонте ЦБ видит баланс рисков для инфляции смещенным в сторону проинфляционных.

Основные проинфляционные риски связаны с изменением условий внешней торговли, включая те, которые произошли под влиянием «геополитической напряженности»; с сохранением высоких инфляционных ожиданий и отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста, а также с траекторией нормализации бюджетной политики.

Дезинфляционные риски в первую очередь связаны с более быстрым замедлением роста внутреннего спроса, чем ожидается в базовом сценарии, указывает регулятор.