Компании, в последнее время проводившие первичные (IPO) и прямые (DPO) публичные размещения своих акций на бирже, платили за них порядка 10 — 20% от привлеченных в рамках IPO или DPO средств, оценила инвестиционная компания (ИК) «Юнисервис Капитал» (с оценкой ознакомились Frank Media). С такой оценкой согласны источники FM из нескольких компаний, ставших в последнее время публичными.

Группа «Астра» потратила на проведение IPO, которое состоялось в прошлом октябре, 680,8 млн рублей или 19,5% от привлеченных в рамках размещения средств, свидетельствуют данные ее МСФО отчетности. Правда, 443 млн рублей из них было потрачено на мотивационную составляющую для сотрудников группы (гендиректор «Астры» Илья Сивцев говорил, что 1400 сотрудников группы получили ее акции).

По оценке «Юнисервис Капитал», основанной на РСБУ отчетности, Henderson мог потратить на проведение IPO до 9% от суммы привлечения, а «Южуралзолото» — до 15% (обе компании стали публичными в прошлом ноябре).

МФК «Кармани» (бренд – Carmoney) потратила на проведение DPO около 15% от привлеченных средств (порядка 150 млн рублей), рассказал FM источник, близкий к компании. По словам собеседника, комиссии организаторов в последнее время выросли более чем вдвое: с 3% от размещения до 7-8% (схожие цифры – до 6% — называли инвесткомпании в опросе «Коммерсанта»).

«Диасофт» (провел IPO в феврале 2024 года) потратил порядка 300 млн на размещение или 7,2% от привлеченного объема, рассказал источник FM, близкий к компании. Траты на IPO составляют до 10% от объема размещения, говорит собеседник, близкий к Совкомбанку (стал публичным в декабре). Впрочем, он не учитывает расходы на PR. «Расходы на рекламу были в рамках бюджета рекламы всего банка, по сути, так это и было. Это имиджевая история», — говорит собеседник. Источники, знакомые с составом синдиката организаторов IPO «Европлана» (вышел на IPO в марте), оценивают расходы в 6,5-8% от суммы сделки, то есть в районе 850-1050 млн рублей.

В стоимость входят PR и IR-расходы, другие сопутствующие истории, говорит другой собеседник. Один из источников напоминает, в частности, про необходимость платы маркет-мейкерам в стабилизационный период. «На круг траты на IPO составляют больше 10% [от размещения]», — говорит собеседник. Нужно учитывать и масштаб, чем больше IPO, тем дешевле он обходится эмитенту, указывает третий источник. По крупным IPO траты не дотягивают до 10%, солидарны два других собеседника.

«Привлечение и институционального, и розничного спроса обходится эмитентам недешево», — резюмируют в ИК «Юнисервис Капитал». Большинство компаний, которые провели недавно IPO, не ответили на запрос Frank Media. В МФО «Займер» (разместилась в апреле) сообщили, что не раскрывают информацию о стоимости IPO.