Минфин России предложил временно разрешить банкам больше инвестировать в акционерный капитал, особенно тех компаний, которые реализуют проекты по трансформации российской экономики. Банк России же выступил против такой инициативы, объяснив свое решение ростом рисков для самих банков и их вкладчиков.

Минфин: никто, кроме банков

«Понимаем, что банковская сфера пока есть и будет в ближайшей перспективе оставаться ключевым ресурсом для финансирования экономики. Мы, конечно, все хотим, чтобы у нас развивался рынок капитала, но реальность такова, что банки — это ключевой ресурс на данный момент. И это немножечко идёт в противоречие с тем, что банки, в первую очередь, созданы для кредитования сточки зрения финансирования и, наверное, в значительно меньшей степени созданы для того, чтобы инвестировать в акционерный капитал», — заявил замминистра финансов Иван Чебесков на съезде Ассоциации банков России (АБР). Однако рынок капитала в России пока еще не так развит, чтобы иметь возможность финансировать проекты по трансформации экономики, поэтому «временно нужно разрешать совмещение такой деятельности, разрешать банкам больше инвестировать в акционерный капитал», — предложил он. «У нас пока другого выхода с точки зрения финансирования таких трансформационных проектов нет», — добавил чиновник.

По его мнению, регулирование банков в этой части должно адаптироваться к новым условиям, пока еще недостаточно развит рынок капитала. Замминистра считает, что должны быть задействованы и ресурсы государства, и другие средства, например, фондов акционерного капитала, «но их все равно никогда не хватит для полного финансирования экономики». «Наше убеждение, что с учетом ограниченного ресурса государства, не меняя подходов, как мы смотрим на инвестиции банков в акционерный капитал, к сожалению, будет сложно такую адаптацию, такую трансформацию экономики проходить», — заявил он.

Иван Чебесков обратил внимание, что сейчас банки уже инвестируют в такие проекты. «Сейчас у нас есть некая игра банков с регулятором в «кошки-мышки». Банки и так инвестируют, по сути, берут на себя акционерный риск, а Центральный банк это точно видит, но до конца не признает. У нас сейчас такая ситуация, что банки берут на себя акционерный риск, по сути, таким образом, нарушая эту установку разделения инвестиционного бизнеса и бизнеса коммерческих банков», — заявил он журналистам.

«Мы часто обсуждаем вопрос того, что подход разделения коммерческих и инвестиционных банков — это правильная модель, которая в долгосрочной перспективе должна работать и не создавать соответствующих конфликтов интересов и объединения рисков для банков. Но пока у нас рынок капитала не позволяет финансировать такой акционерный капитал, на мой взгляд, временно нужно разрешать совмещение такой деятельности, разрешать банкам больше инвестировать в акционерный капитал, потому что на самом деле у нас пока другого выхода с точки зрения финансирования таких трансформационных проектов нет», — сказал Чебесков.

Он подчеркнул, что другого выхода, кроме как привлечения капитала от банков, сейчас нет. «Рынок капитала нужно развивать, но он недостаточно глубокий, чтобы эту потребность сейчас удовлетворить, поэтому эту потребность закрывают сейчас банки», — отметил он, еще раз добавив, что речь идет о проектах по трансформации экономики. При этом он заявил, что некоторые такие проекты – это рисковые инвестиции, схожие с венчуром.

ЦБ: банки не могу быть инвесткомпаниями

Банк России выступил против идеи повышения инвестиций банков в акционерный капитал. Это может привести к наращиваю рисков кредитных организаций и отразиться на вкладчиках банка.

«Я понимаю, что нам нужно финансирование крупных приоритетных проектов, но я бы настоятельно предостерегла от того, чтобы банки брали на себя избыточные риски, которые банки не могут брать — за ними вкладчики стоят, и превращались в инвестиционные компании. И даже временно брать на себя эти риски невозможно», — ответила на предложение Минфина председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на том же съезде. «Я категорически против этого», — заявила она.

Глава регулятора предложила искать источники финансирования в других секторах экономики. «Мы вот вспоминаем прибыль банков, но прибыль банков — это месячная прибыль всей экономики. В прошлом году она (сальдированная прибыль компаний) выросла на 35% — до 33 трлн рублей. Давайте думать, как использовать эти источники для того, чтобы рынок капитала развивался», — сказала Эльвира Набиуллина.

«ЦБ будет здесь стоять на страже защищенности интересов вкладчиков и не позволит банкам брать избыточные риски. Это просто подорвет и стабильность финансовой системы, которую мы долго, годами выстраивали. Здесь у нас позиция будет достаточно жесткая», — еще раз подчеркнула председатель ЦБ.