Суммарный объем частных кредитов, которые выдают небанковские финансовые организации, в мире достиг $2,1 трлн, подсчитал Международный валютный фонд (МВФ). С 2020 года показатель увеличился примерно на 75%. Если он продолжит расти экспонентно, то может создать системную угрозу мировой финансовой системе, предупреждает организация в отчете о глобальной финансовой стабильности.

График: International monetary fund (IMF)

Примерно три четверти рынка приходится на США, где рыночная доля частных кредитов приблежается к долям синдицированных кредитов и высокодоходных облигаций. Как отмечают аналитики МВФ, основными клиентами инвестиционных фондов, предоставляющих такие ссуды, становятся «средние компании», которые недостаточно крупны для выхода на публичный рынок долга, но требуют слишком больших и рисковых займов для коммерческих банков. Обычно, это фирмы с ежегодной выручкой от $100 млн до $1 млрд.

МВФ отмечает, что такая форма кредитования предполагает тесные связи между участниками и адресные условия, что может быть выгодно заемщикам. Сейчас организация считает риски, связанные с этим рынком «ограниченными», однако в нем существует значительные уязвимости, которые могут перерасти в «системную угрозу всей финансовой стабильности».

В случае экономического спада сектор может понести масштабные непредвиденным убытки, так как частные кредиты, как правило, предоставляются с плавающей ставкой заемщикам с высокой закредитованностью. Кроме того, международная организация отмечает, что фонды частного кредитования нередко оказываются частью сложной сети, в которую входят организации с большим левериджем — то есть использующих заемные средства для инвестирования. «Такая многоуровневая структура заемных средств, зачастую скрытая из-за пробелов в отчетности, может вести к увеличению убытков», — резюмируют аналитики МВФ.

Организация также заметила, что на рынке существует отдельная группа пенсионных фондов и страховых компаний, которые значительно увеличивают свою долю вложений в фонды частного кредитования. Так, 19% инвестиций в такие компании приходятся на государственные пенсионные фонды, 4% — на частные пенсионные фонды, 12% — на страховые компании. Еще 35% источников финансирования МВФ отметил как «неизвестные»: в эту группу входят инвесторы, которые не раскрывают точный объем вложений в фонды частного кредитования, в том числе страховщики и пенсионные фонды. Большие инвестиции со стороны институционалов в такие неликвидные активы создают дополнительные риски для финансовой стабильности, отмечают аналитики.

Одной из главных уязвимостей сектора МВФ называет его непрозрачность. Из-за многоуровнего левериджа, закрытости компаний-заемщиков и небольшого объема таких кредитов, обращающихся на рынке, сложно точно оценить все риски. «Если этот класс активов будет оставаться непрозрачным и продолжит расти в геометрической прогрессии в условиях ограниченного пруденциального надзора, то факторы уязвимости сектора частного кредитования могут приобрести системный характер», — отмечает организация.