Банк России после отзыва лицензии у Киви-банка за систематические нарушения законодательства в области отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (115-ФЗ) и теракта в «Крокус Сити» несколько раз в марте запрашивал российские банки о проводимых ими мерах для выявления реальной деятельности платежных контрагентов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на рассылаемые запросы. 

Внимание регулятора привлекли неконтролируемые P2P-платежи, которые, в том числе через Систему быстрых платежей (СБП) с использованием подставных лиц, используются при финансировании терроризма. Банк России просит предоставить сведения о выполнении 13-МР (методические рекомендации ЦБ). Речь идет о проверке корректности использования присвоенных МСС-кодов фактической деятельности предприятия (MCC-код — четырехзначный номер, который применяется в платежах с использованием банковских карт для классификации торгово-сервисных предприятий по типу их деятельности). Как правило, МСС определяются в привязке к ОКВЭД компании. 

Использование в цепочке переводов нескольких подставных лиц (дропов) позволяет сделать P2P-платеж де-факто анонимным, отмечают собеседники издания. В ЦБ не стали комментировать рассылку писем. Как отмечает глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков, об ограничении P2P-переводов речь не идет. «Борьба с отмыванием доходов — комплексная задача, которая простыми запретами не решается», — говорит он.

Как отметили в Банке России, рекомендации регулятора по усилению контроля за отдельными операциями клиентов — физических лиц (4-МР) от 29 марта пока не дали положительных результатов. Банки блокируют некоторые платежи, но при предоставлении чеков, в том числе с криптобирж, снимают ограничения. «Противодействие высокорисковым P2P-переводам с использованием счетов дропов сейчас является приоритетным направлением финансового мониторинга. ЦБ во взаимодействии с банками работает над внедрением инструментов противодействия, — добавляют там.