Казахстан будет выдавать индивидуальные идентификационные номера (ИИН, аналог российского идентификационного номера налогоплательщика, ИНН) иностранцам в посольствах и консульствах. Соответствующий приказ подписали МИД, МВД и Минцифры страны.

Пилотный проект будет запущен с 13 апреля и продлится до 31 декабря 2024 года. Услуга будет доступна в 96 загранучреждениях. Всего у Казахстана 108 посольств и консульств.

  1. Для получения ИИН иностранный гражданин должен подать заявление в загранучреждение Казахстана, которое участвует в программе, предоставить копию загранпаспорта и оригинал для сверки;
  2. Консул проверяет документы и формирует ИИН в интегрированной информационной системе центра обслуживания населения (ЦОН) Казахстана;
  3. Оператор МВД проверяет заявку и, если она корректна, одобряет ИИН;
  4. Консул регистрационное свидетельство и выдает его заявителю.

ИИН требуется, в том числе, для получения банковских услуг в Казахстане. Также он нужен при регистрации актов гражданского состояния, выдаче удостоверяющих документов, госрегистрации сделок с недвижимостью, осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

В августе 2023 года сообщалось, что россияне оформили 109,9 тысяч ИИН в Казахстане за неполный год. При этом за весь 2021 год российские граждане получили всего 14,8 тысяч ИИН.