Фото: Екатерина Невская

Как минимум в трех недавно прошедших российских первичных публичных размещениях (IPO) акций, простые частные инвесторы получили среднюю аллокацию, не превышающую 5%, рассказали Frank Media несколько организаторов IPO.

В прошлую пятницу, 29 марта, прошло публичное размещение на Мосбирже акций лизинговой компании (ЛК) «Европлан». Решивший купить акции ЛК на IPO средний инвестор получил всего порядка 4,4% от объема поданной им заявки, да и то, если таковая превышала порог в 100 000 рублей, иначе он рисковал остаться максимум с пятью бумагами в руках, честно признались в «Европлане».

И это еще не самая плохая ситуация: на IPO ГК «Астра» (сентябрь 2023 года) и компании «Диасофт» (февраль 2024 года) средняя аллокация для частного инвестора составляла менее 3%, утверждают несколько инвестиционных банкиров. На этих двух размещениях инвесторы были крайне раздосадованы полученной долей от их заявок, писали Frank Media (FM) и «Ведомости».

Не удовлетворила частных инвесторов и аллокация на IPO «Европлана», рассказали несколько из них FM (такие жалобы присутствуют и на профильных форумах). Но нельзя сказать, что организаторы ничего не сделали. Например, на размещении, прошедшем в прошлую пятницу, было введено ограничение поданных одним физлицом заявок – не более пяти на одного человека, — что, как признается один из инвестбанкиров, помогло немного повысить аллокацию.

Возвращение институционалов

Во второй половине 2023 года на российский рынок IPO стали возвращаться спавшие полтора года институциональные инвесторы, отмечали в прошлом ноябре организаторы и Московская биржа. «Институциональные инвесторы действительно проснулись. Особенно на IPO группы «Астра»», — в частности, говорил руководитель управления по организации сделок на рынке капитала «Тинькофф Инвестиций» Антон Мальков.

Впрочем, институционалов, готовых инвестировать на первичных размещениях, пока очень мало: всего пара десятка имен, рассказывали в конце этого марта организаторы IPO и эмитенты. А крупных, готовых выставить заявки на несколько миллиардов рублей итого меньше – не более шести штук, говорили они.

Согласно данным Мосбиржи, на IPO ГК «Астра» доля размещенных в пользу институциональных инвесторов акций составила – 30%, у «Диасофта» — 50%, а «Европлан» отрапортовал о 43%. При этом количество физических лиц, решивших участвовать в размещении этих трех эмитентов, у каждого превысило 100 000 человек.

«Естественно, аллокация институционалам дается гораздо большая – они же не спекулянты (как розничные инвесторы. – FM) и будут держать бумаги», — говорит один из источников Frank Media. По словам двух других собеседников, на IPO «Европлана» аллокация для институциональных инвесторов составила 40-70%. Третий источник, утверждает, что некоторым институционалам давали и до 30%. «Одна небольшая заявка институционального инвестора была удовлетворена полностью: его стратегия (относительно акций ЛК. – FM) нам понятна», — добавил один из них. На IPO ГК «Астра» и «Диасофта», по-видимому, ситуация была схожая, полагает один из банкиров, не осведомленный о точных результатах размещения.

«Якорных инвесторов у нас нет, и мы старались удовлетворять спрос сбалансировано: больше 5% аллокации институциональные инвесторы не получили. Мы приняли решение максимально их дифференцировать: в итоге в бумаги вошли почти 20 институциональных инвесторов», — говорит представитель ГК «Астра».

Менеджмент, друзья и знакомые

Другим фактором, ограничивающим аллокацию для частных инвесторов, помимо большого количества заявок от физиков и повышенного распределения институционалам, являются списки тех, кому дается привилегированная аллокация. Их обычно два: один для менеджмента, другой, – так называемый, family and friends («семья и друзья»), рассказывает человек, близкий к проводившей IPO компании.

«С сегодняшнего дня свыше 1400 наших сотрудников стали акционерами ГК «Астра»», приводятся в пресс-релизе группы компаний по итогам IPO слова ее гендиректора Ильи Сивцева. «До 20% общего размера IPO было аллоцировано на ключевых сотрудников и бизнес партнеров», — говорится в сообщении «Диасофта» (в ответе на запрос FM компания ограничилась пересылкой цитаты из своего пресс-релиза). Заявки решившего участвовать в IPO «Европлана» «большого количества сотрудников» компании «удовлетворялись в полном объеме», следует из пресс-релиза ЛК.

Наравне с привилегированной аллокацией для сотрудников Совкомбанка (провел IPO в декабре 2023 года), которые «за редким исключением получили 100%» от заявки, на размещении акций кредитной организации существовал отельный список и для клиентов с историей обслуживания свыше 10 лет: они получили «более высокую аллокацию», сообщал этот эмитент.

Список family and friends повлиял на аллокацию для обычных частных инвесторов на 2 процентных пункта, поделился с FM топ-менеджер одной из компаний, проведших IPO. Впрочем, по его словам, для нескольких десятков вошедших в этот список человек был установлен «понятийный lock-up период в год». «Но юридически повлиять на этих людей мы, конечно, не можем», — отметил он.

Проблемы аллокации

Еще одним фактором, влияющим на низкую аллокацию для розницы, является и малый объем проводимых размещений, солидарны большинство собеседников FM. Например, у ГК «Астра» он составил всего 3,5 млрд рублей, у «Диасофт» — 4,1 млрд рублей, а в одном из крупнейших за последнее время IPO «Европлана» — лишь 13,1 млрд рублей.

«При таком разогретом спросе физиков на качественные и хайповые имена объемы IPO явно маловаты», — отмечает один из собеседников FM. Но, по его словам, если тенденция «мерцающей аллокации» продолжится, то, «обжегшись несколько раз, спрос может и поутихнуть». «А регуляторы неоднократно говорили, что сейчас драйвит рынок частник (согласно данным Банка России, в прошлом году три четверти объема IPO выкупили именно физические лица. — FM), значит, часть спроса, если ничего не будет предпринято, мы можем потерять», — полагает он.

ЦБ видит, что с аллокацией для физиков творится что-то неладное. Одна из основных проблем современного российского рынка IPO – это «непрозрачность аллокации», рассказывала в конце января директор департамента инвестиционных финансовых посредников ЦБ Ольга Шишлянникова. «Инвесторы не понимают, по какому принципу она проходит», — говорила она.

Правда, пока предлагаемые меры выглядят гомеопатическими. В частности, управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Мосбиржи Елена Курицына в конце февраля утверждала, что одной из мер для решения проблемы может стать распространение эмитентом и организаторами информации об ожидаемом на IPO спросе со стороны институциональных инвесторов.

В Минфине переадресовали вопросы в Банк Росси. В ЦБ не ответили на запрос FM, также поступили и организаторы IPO. Представитель «Европлана» отказался от комментариев.

UPD: «Мы обсуждали c организаторами сделок возможные способы обеспечения должной прозрачности аллокаций по сделкам IPO, в том числе предварительное раскрытие принципов распределения, сокращение сроков размещения при существенной переподписке. Мы видим, что в последних сделках организаторы и эмитенты уже применяют такие предложения», — привела в Мосбиржа в поступившем во FM после выхода заметки ответе слова ее управляющего директора Бориса Блохина. Топ-менеджер отметил, что сейчас повышенный спрос и переподписки в рамках IPO приводят к применению разных моделей аллокаций организаторами сделок.

UPD2: «Акции распределяются согласно принципу учета интересов всех групп инвесторов и сбалансированности», — заявил FM после выхода заметки управляющий директор по рынкам долгового капитала Сбербанка Эдуард Джабаров. Таким образом, по его словам, существенные объемы уходят долгосрочным фондам, которые имеют горизонт инвестирования не менее трех-пяти лет, а также среди всех групп розничных инвесторов: «Такой подход к аллокации гарантирует баланс между устойчивостью инвесторской базы и ликвидностью на торгах после проведения IPO».

Сотрудники эмитентов, а также избранные бизнес-партнеры, которые финансово и операционно участвовали в становлении бизнес-истории компании получают более высокий процент аллокации по решению акционеров, отмечает он. «Это логичный и взаимовыгодный для всех сторон подход, поскольку, как правило, от данных акционеров напрямую зависит будущее компании и все, в том числе миноритарные акционеры, заинтересованы, чтобы эта группа, наиболее лояльных держателей акций, имела долю в акционерном капитале», — добавляет Эдуард Джабаров.