ФАС совместно с Ассоциацией банков России (АБР) и Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) разработали поправки в закон «О рекламе», обязывающие все организации, которые предоставляют кредиты или займы, использовать в рекламе кредитов «охлаждающие фразы», чтобы побудить потенциальных клиентов оценивать свои финансовые возможности и риски, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей организаций.

Законопроект предлагает внести изменения в способ информирования потребителей о рисках кредитов и займов. Согласно предложенным поправкам, любая реклама финансовых продуктов должна содержать фразу: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски». При размещении такой рекламы на ТВ или в кино и видеоматериалах, эта фраза должна быть показана не менее 5 секунд и занимать не менее 7% площади экрана, на радио – прозвучать не менее 5 секунд, а в других медиа-каналах – занимать не менее 7% рекламной площади.

При наличии условий, влияющих на показатель полной стоимости кредита (ПСК), рекламодатели смогут указывать ссылку на раздел интернет-ресурса, где содержится подробный перечень всех условий, а также вторую охлаждающую фразу – «изучите все условия кредита/займа». Это предупреждение при размещении рекламы на ТВ или при «кино- и видеообслуживани» должно занимать не менее 3 секунд и не менее 5% площади кадра, на радио проговариваться голосом не менее 3 секунд, в других каналах распространения – не менее 5% рекламной площади. Однако, если рекламодатель не сможет разместить в своем материале ссылку на раздел интернет-ресурса, он будет обязан интегрировать в него дисклеймер со всеми условиями, влияющими на ПСК, как он обязан это делать по нынешней редакции закона.

Диапазон ПСК в рекламе кредитов и займов, в которой упоминаются процентные ставки, по-прежнему нужно будет указывать вне зависимости от того, какой из двух вариантов подачи информации о своей услуге выбрал рекламодатель. Как отмечает председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, уточнения в части дисклеймеров необходимы, чтобы реклама не вводила граждан в заблуждение, а люди не принимали опрометчивые решения и не попадали в кредитную кабалу. Председатель комитета по экономической политике Максим Топилин подчеркнул, что законопроект могут внести в нижнюю палату парламента уже через одну-две недели. 

Представитель ФАС счел, что действующая редакция закона «О рекламе» не позволяет финансовым организациям сделать рекламу услуг понятной для потребителя. Нынешние требования обязуют указывать в дисклеймерах слишком большой объем информации, поэтому рекламодатели используют мелкий шрифт, отмечает он: «Такая подача текста трудночитаема, в особенности из-за того, что дисклеймеры демонстрируются на экране в течение короткого времени».

По текущему законодательству, если в рекламе займа или кредита есть информация о процентных ставках, то в ней же необходимо указывать диапазон полной стоимости кредита: все затраты заемщика на обслуживание кредита, в том числе комиссии и расходы на страховку. Кроме того, шрифт, используемый для указания ПСК должен быть не меньше шрифта с информацией о ставке. К тому же, рекламодатель обязан перечислить весь перечень условий, которые могут влиять на сумму доходов или расходов потенциального заемщика в дисклеймере. Однако, к формату этой информации отдельные технические требования в законе не прописаны, заметил Войлуков: «В попытках уместить как можно больше текста рекламодатели уменьшали шрифт практически до нечитаемого».