Лидеры 27 стран Европейского союза на саммите 21 марта рассмотрели план по использованию более чем 200 млрд евро активов ЦБ РФ, которые были заморожены в Европе после начала российско-украинского конфликта. 

В официальном заключении Европейского совета, касающемся, в том числе, украинского вопроса, говорится, что «Совет обсудил ближайшие конкретные меры по направлению сверхдоходов от иммобилизованных активов России на благо Украины, включая возможность финансирования ее военной поддержки». В итоговом заключении отмечается, что Совету предлагается «продолжить работу над недавними предложениями верховного представителя ЕС и Еврокомиссии». На пресс-конференции по итогам заседания Европейского совета глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен сообщила журналистам, что европейские лидеры “одобрили предложение об использовании сверхдоходов”. “Это обеспечит финансирование военной техники для Украины. Мы можем рассчитывать собрать около 3 млрд евро в 2024 году и аналогичные суммы в последующие годы”, — заявила она. 

Предметом обсуждения лидеров европейских держав стало предложение, которое западные СМИ окрестили “планом Борреля” — по имени верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, который презентовал схему использования средств ЦБ накануне саммита. К идее о прямой конфискации активов ЦБ, к которой ранее призывали союзников США, участники саммита публично не возвращались, в том числе из-за значительных «юридических препятствий» к такому шагу. 

Не экстраординарная, но и не ничтожная сумма

План Борреля предусматривает использование доходов, генерируемых замороженными активами ЦБ РФ. После начала вооруженного конфликта в Украине западные державы заблокировали более $330 млрд средств ЦБ (различных ценных бумаг и наличных средств), большая часть из которых — $229 млрд (210 млрд евро) — находится в Европейском союзе (из них 190 млрд — в бельгийском депозитарии Euroclear). Поскольку платежи в адрес России заблокированы санкциями, Москва лишена доступа к этим активам и не может ни продать их, ни получить прибыль от процентов, начисленных по ним. Когда срок погашения этих активов наступает, они конвертируются в наличные, которые затем обычно реинвестируются Euroclear от имени владельца, то есть в данном случае — российского Центрального банка.

Согласно плану Борреля, доходы от этих активов начиная с 2024 года будут направляться в Европейский фонд мира — внебюджетный фонд, который предоставляет военную помощь странам за пределами ЕС и в основном используется для Украины. По предварительным оценкам, это позволит направлять Киеву 2,5 — 3 млрд евро ($2,7-3,3 млрд) в год (или до 15 млрд евро ($16,3 млрд) с 2024 по 2027 год), 90% из которых будут направляться на закупку оружия для Украины, а остальные пойдут на восстановление и реконструкцию. Точная сумма, доступная Киеву каждый год, будет зависеть от мировых процентных ставок. Деньги от прибыли будут выплачиваться дважды в год. По данным Reuters, Euroclear будет удерживать 3% прибыли для покрытия операционных расходов, а также временно удерживать 10% прибыли для финансирования текущих и будущих судебных разбирательств со стороны России, если та будет пытаться вернуть свои активы и доходы (причем, по данным агентства, эта сумма может быть увеличена «при необходимости»).

Сам Боррель отметил, что предполагаемая сумма — 3 млрд евро в год — “не экстраординарная, но она не является ничтожной”. Ранее Всемирный банк оценивал, что на восстановление Украины от действий РФ ей понадобится $486 млрд, в то время как союзники ей обещают в общей сложности 73,49 млрд евро (около $85 млрд) в качестве финансовой помощи. 

Кроме процентов, Украина также будет ежегодно получать 25-процентный налог, которым правительство Бельгии облагает прибыль, генерируемую российскими активами. В 2024 году эта сумма составит 1,7 млрд евро, из которых 1,5 млрд евро будет выплачено в текущем году.

Таким образом, общий финансовый вклад в Украину от замороженных российских активов в ЕС может составить около 4 — 4,5 млрд евро в 2024 году, подсчитало агентство Reuters. 

Для вступления “плана Борреля” в юридическую силу необходимо, чтобы предложение Еврокомиссии было одобрено правительствами стран ЕС. Согласно ожиданиям ЕК, первый транш помощи, сформированный доходами от замороженных средств ЦБ, будет перечислен уже в июле 2024 года.

Банки против

Выступая на заседании Еврокомиссии 21 марта, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что среди лидеров ЕС существует «большое единство» в вопросе использования прибыли от замороженных активов России для военной поддержки Украины. Эту идею активно поддержал премьер-министр Бельгии Александр де Кро. «Это хорошее предложение, — сказал де Кроо в интервью Reuters. — Я думаю, что это разумный способ сделать это. Я думаю, что идея направить эти средства преимущественно на закупку оружия имеет смысл», — сказал он. Перед открывающимся саммитом Де Кроо также сообщил “до сих пор слышал только положительные комментарии” от других лидеров ЕС по поводу этого предложения.

Тем не менее, это предложение все же вызвало вопросы у некоторых стран, в частности Мальты, Австрии и Ирландии (формально эти страны являются нейтральными, но ранее осудили действия России в Украине). «Для нас, нейтральных стран, должно быть гарантировано, что деньги, на которые мы даем свое согласие, не будут потрачены на оружие и боеприпасы», — сказал канцлер Австрии Карл Нехаммер.

Кроме того, у идеи использования доходов ЦБ уже нашлись противники среди западных банков. Reuters со ссылкой на анонимные источники в кредитных организациях сообщило, что банки Запада опасаются, что впоследствии Россия может привлечь их к ответственности, если они будут участвовать в переводе денег на помощь Украине, и что план ЕС может быть распространен на активы лиц и компаний, попавших под санкции. Один из собеседников рассказал агентству, что его банк сейчас обращается за юридической консультацией по поводу компенсаций, которые он может потребовать для участия в плане ЕС.

«Если эти предложения будут реализованы, вся юридическая архитектура должна будет измениться, — сказал Пол Фельдберг, партнер и глава практики Brown Rudnick’s White Collar Defense, Investigations & Compliance. — Что касается банков, то я думаю, что они вправе беспокоиться, потому что мы уже видели огромное количество гражданских судебных разбирательств в связи с санкциями». По мнению Оливера Брауна, партнера Paul Hastings по судебным и арбитражным разбирательствам, “не существует очевидного способа для банков полностью обезопасить себя от будущих претензий и исков о возврате средств”. “Финансовые учреждения должны предвидеть вероятные будущие затраты на неизбежные споры», — сказал Браун. Другой источник в банковской отрасли сказал Reuters, что потенциальная конфискация доходов от активов ЦБ “усугубили беспокойство банкиров” по поводу соблюдения санкций, включая навигацию по возможным расхождениям между ЕС, Великобританией и США.

«Русские будут не довольны»

Представляя свое предложение лидерам стран ЕС, Боррель признал: «Если мы это сделаем, то русские будут не очень довольны». Последовавшие комментарии Кремля подтвердили предположение верховного представителя ЕС. 

«Это откровенный бандитизм и воровство», — заявила в четверг официальный представитель МИД России Мария Захарова (цитата по ТАСС). В преддверии встречи лидеров ЕС, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что Россия примет ответные меры в соответствии со своими интересами и задействует все имеющиеся в ее распоряжении правовые механизмы. “Естественно, мы будем использовать все возможные судебные механизмы, и те, которые доступны сейчас, и те, которые станут доступны в будущем», — сказал он.

На пресс-конференции по ключевой ставке 22 марта глава ЦБ РФ  Эльвира Набиуллина также подтвердила, что в ответ на решения Евросоюза российская сторона будет «принимать соответствующие меры для того, чтобы защитить свои интересы”.

В середине января агентство Bloomberg сообщило, что Россия изучает юридические ответные меры при попытке конфисковать ее активы. По данным издания, Банк России намерен сотрудничать с международной юридической компанией для представления интересов страны в случае судебного разбирательства.