По итогам 2023 года чистая прибыль брокерских некредитных финансовых организаций (НФО) увеличилась до 51 млрд рублей, после понесенного в 2022 году убытка в размере 28 млрд рублей, следует из «Обзора ключевых показателей брокеров» Банка России. Получение НФО высокой прибыли в прошлом году было обусловлено ростом доходов при более медленном росте издержек.

Их выручка увеличилась на 59%, до 102 млрд рублей, из которых основную часть составляли комиссионные доходы от операций на фондовом рынке: в структуре выручки их доля возросла на 3 процентных пункта (п.п.), составив 48% (на валютном рынке она наоборот снизилась с 6% до 3%).

Кроме того, отдельные участники занимались организацией размещения облигаций и акций. В результате этого доля данного источника доходов расширилась с 3 до 10%.

Росту чистых процентных доходов брокеров до 58 млрд рублей (+61%) способствовал увеличение процентных ставок в экономике. При этом рост фондового рынка стал катализатором положительного результата по собственным портфелям и высокой активности клиентов в маржинальной торговле. Вследствие этого торговые и инвестиционные доходы брокеров выросли в 4,7 раза, до 103 млрд рублей.

Издержки брокерских НФО тоже росли, но не столь быстрыми темпами. Они в основном были связаны с увеличением зарплат сотрудников, а также затрат участников рынков на технологическую инфраструктуру. В частности, общие и административные расходы, в том числе на поддержание информационных систем и офисных площадей, увеличились до 28 млрд рублей (+20%). Расходы на персонал выросли до 64 млрд рублей (+36%). Такой рост заработной платы регулятор объясняет дефицитом квалифицированных кадров на рынке. Число штатных сотрудников брокеров – НФО сократилось за год на 2%, до 13,4 тысяч человек.

В результате, доля прибыльных компаний составила 76%, а доля компаний, рентабельность которых превышает 20%, была зафиксирована на уровне 42%. Суммарный капитал участников рынка составил 333 млрд рублей. Скользящее значение рентабельности собственного капитала (ROE) в целом по отрасли составило 17%, а медианное значение – 12,1%. «При этом медианное значение за год, характеризующее положение большинства малых и средних компаний, достигло максимального уровня за шесть лет», — отмечается в обзоре.