Любые варианты использования замороженных средств Банка России, о судьбе которых последние два года спорят союзники Украины, несут в себе многочисленные риски — от судебных, связанных с возможными исками к Euroclear суверенного фонда Китая — до финансовых, связанных с управлением этими активами. Такое мнение в колонке, размещенной на сайте Европейского журнала международного права, высказал Даниэль Франкини — преподаватель международного права и заместитель директора Шеффилдского центра международного и европейского права.

Путаница в формулировках 

Как отмечает автор колонки, двусмысленные формулировки относительно использования средств ЦБ РФ “привели к путанице» и предположениям, что ЕС готов конфисковать всю прибыль, принадлежащую российскому Центробанку. «На данный момент нет никаких конкретных признаков того, что такая мера может быть принята. В центре внимания сейчас остаются сверхдоходы («чистая прибыль»), полученные Euroclear и другими центральными депозитариями, владеющими активами ЦБ РФ», — пишет юрист.

Эти сверхдоходы (или чрезвычайные доходы) образовались следующим образом, поясняет Франкини. В результате санкций, введенных ЕС против России в ответ на ее действия на Украине, резервы ЦБ РФ в виде ценных бумаг, хранящихся в Euroclear, были заморожены на сумму около 191 млрд евро. По мере наступления срока погашения этих ценных бумаг они приносили ЦБ РФ проценты в виде купонных платежей и погашения облигаций. Однако санкции не позволили Euroclear и другим центральным депозитариям распределить эти проценты между их владельцами, что привело к накоплению на их счетах чрезвычайных остатков денежных средств. К концу 2023 года Euroclear сообщила об увеличении остатков денежных средств на 38 млрд евро в годовом исчислении и достижении общей суммы в 162 млрд евро. Информация о прибыли, полученной Clearstream от владения ценными бумагами, связанными с Россией, отсутствует.

Euroclear и другие центральные депозитарии не держат больших остатков денежных средств. В соответствии с уставными требованиями к капиталу и управлению рисками эти средства реинвестируются, как правило, в еврооблигации, и приносят дальнейшую прибыль. Согласно последнему отчету, в 2023 году Euroclear заработал по такой схеме 4,4 млрд евро — за счет реинвестирования остатков денежных средств, полученных от попавших под санкции российских активов. В итоге эти доходы больше не являются частью портфеля ЦБ РФ — они «юридически принадлежат Euroclear», подчеркивает Даниэль Франкини. Euroclear уже перечислил Бельгии почти 1,1 млн евро из этих доходов в виде налога, которые, как было объявлено бельгийскими властями, будут направлены на поддержку Украины. 

Однако недавнее решение Совета ЕС об отграничении поступлений от средств ЦБ открывает возможность для ареста оставшейся части доходов, полученных от замороженных российских активов, замечает юрист. В зависимости от того, какие меры решит принять ЕС, его действия могут столкнуться с различными юридическими проблемами.

Риски введения windfall tax 

Наиболее разумным и вероятным вариантом действий для ЕС и других союзников Украины, по мнению Франкини, является полная или частичная конфискация доходов, полученных Euroclear и другими центральными депозитариями. Это может произойти в результате введения windfall tax (налога на непредвитеднную прибыль или сверхприбыль) — единовременного налога, взимаемого с определенных отраслей или секторов экономики, когда экономические условия приводят к получению значительных и неожиданных прибылей. 

Оданко и такая мера, по словам юриста, может столкнуться с рядом трудностей. Во-первых, предложения о конфискации 100% прибыли, полученной от российских активов, могут оказаться сложными для защиты, особенно учитывая расходы, связанные с управлением этими активами. Во-вторых, поскольку некоторые акционеры центральных депозитариев являются иностранными организациями (например, суверенный фонд Китая является одним из крупнейших акционеров Euroclear), меры, затрагивающие их прибыль, могут вызвать судебные споры на основании действующих инвестиционных соглашений. В-третьих, в мире уже существует практика успешного рассмотрения инвестиционных исков, связанных с непомерно высокими налогами. Так, к примеру, два арбитражных суда — в 2014 и в 2016 годах — постановили, что повышение Эквадором налога на сверхприбыль в энергетическом секторе с 50 до 99 % от сверхприбыли является нарушением стандартов FET, то есть стандартов справедливого и равного отношения («Стандарты FET» — термин, часто используемый в международном инвестиционном праве и означающий, что иностранные инвесторы ожидают справедливого и равноправного отношения к их инвестициям в других странах — прим. FM), поскольку оно изменило экономическую природу инвестиций.

Таким образом, отмечает автор колонки, изъятие хотя бы части прибыли центральных депозитариев юридически возможно и “имеет гораздо более прочную юридическую основу по сравнению с конфискацией”, однако в этом случае полученные доходы будут ограничены и, скорее всего, “недостаточны для удовлетворения всех потребностей Украины в восстановлении”. По этой причине некоторые сомневаются в целесообразности «вмешательства в основы международного центрального банковского дела» ради относительно небольшой выгоды, подчеркивает юрист. Другими словами, вполне вероятно, что Евросоюз столкнется с давлением с целью эскалации контрмер и конфискации долей или даже основных активов, принадлежащих России, предупреждает он. 

Риски ареста активов ЦБ 

Арест доходов, полученных от активов ЦБ РФ, независимо от того, взимается ли налог на прибыль, скорее всего, столкнется с юридическими проблемами, аналогичными тем, которые возникают при аресте любых других основных активов, считает эксперт. Во-первых, с точки зрения правовых принципов нет никаких оснований проводить различие между правом собственности на активы государства и доходами, получаемыми от них. Во-вторых, не зная деталей договоров, по которым ЦБ РФ разместил свои активы в Euroclear, трудно определить, являются ли накопленные проценты «сверхдоходами» или типичным доходом для любого другого инвестора, владеющего аналогичными ценными бумагами. В-третьих, даже если эти проценты будут считаться непредвиденной прибылью, их налогообложение может оказаться непростым. Практика государств существенно различается в отношении налогообложения государственной собственности. В то время как некоторые государства, например Германия, не освобождают правительства от налогообложения пассивного дохода, другие, например Великобритания, традиционно освобождают иностранные государства от всех налоговых обязательств. Кроме того, валютные резервы не похожи на любую другую государственную собственность. Поскольку они служат суверенным целям (то есть целям Центробанка), их принято считать неприкосновенными и защищенными от ограничительных мер. Это, вероятно, распространяется и на проценты, получаемые от этих активов, пишет юрист. 

Юрист отмечает, что перечисленные препятствия не делают арест процентов ЦБ РФ невозможным. Они лишь подчеркивают, что требуемое правовое обоснование должно быть эквивалентно тому, которое необходимо для конфискации основных активов.