ЦБ постоянно сталкивается с различными видами недобросовестного поведения российских банков. Поэтому регулятор хочет внедрить специальные надзорные рейтинги, от которого может зависеть ставка отчисления кредитной организации в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В середине этого года регулятор представит консультативный доклад на эту тему, а с 2026 года перейти к этой системе, рассказала в пятницу, 1 марта, на встрече Ассоциации банков России (АБР) с руководством ЦБ председательница Банка России Эльвира Набиуллина.

«Мы все время сталкиваемся с новыми и новыми схемами, поэтому мы сейчас прорабатываем вопрос, как учесть риски недобросовестного поведения в надзорном рейтинге. Так мы условно называем оценку экономического положения банков. И предполагаем, что надзорный рейтинг будет состоять из двух частей: из количественной оценки, которая учитывает финансовые показатели, и из оценки качества управления банком. Предполагается, что на эту качественную оценку должны влиять факторы недобросовестного поведения, мисселинга, а также вовлеченности в сомнительные операции», — заявила руководительница ЦБ.

По ее словам, регулятору еще предстоит «выбрать правильный набор показателей», учитываемых в надзорном рейтинге, а также «настроить этот инструмент для надежного ранжирования банков по уровню риска». «По срокам внедрения надзорного рейтинга: мы только что приступили к пилотированию количественного блока — существенно переработанного и более риск-чувствительного. Параллельно обсуждаем подходы к оценке качества управления», — сказала Эльвира Набиуллина, добавив, что в середине этого ЦБ планирует представить консультативный доклад, затем обсудить с рынком концепцию, а с 2026 года регулятор «намерен перейти к внедрению новой системы».

Как отметила председательница Банка России, от надзорного рейтинга может зависеть ставка отчисления кредитных организаций в фонд обязательного страхования вкладов АСВ: «Мы… сейчас это дискутируем… Мы рассматриваем возможность такой дифференциации ставок». «Наша цель, чтобы банки несли материальную ответственность за повышенный риск для кредиторов и вкладчиков, и чтобы агрессивное поведение на рынке, нарушение прав и интересов потребителей было невыгодным. Скажем, вовлеченность в сомнительные операции тоже может угрожать интересам кредиторов и вкладчиков», — подчеркнула Эльвира Набиуллина.

Кроме того, председательница ЦБ заявила, что регулятор рассмотрит вопрос введения отдельного норматива, ограничивающего процентные риски банков, – в этом году регулятор «планирует опубликовать для обсуждения концепцию управления процентным риском»: «Скорее всего, вначале мы пойдем путем уточнения рекомендаций и доработки индикаторов для оценки экономического положения банков. Но в перспективе, мы думаем, что возможно ввести отдельный норматив, лимит для процентного риска, или включить его в норматив достаточности капитала».