Группа экспертов в области права попыталась обосновать правовую целесообразность ареста замороженных активов РФ. Как сообщает Bloomberg, соответствующее письмо за подписью десяти экспертов и практиков в области международного права из Бельгии, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, Великобритании и США, было направлено столицам стран “Большой семерки” (с ним также ознакомилось само агентство). 

«Мы пришли к выводу, что в соответствии с международным правом государствам, заморозившим российские государственные активы, было бы законно принять дополнительные контрмеры против России, учитывая продолжающееся нарушение ею самых фундаментальных норм международного права, в виде передачи российских государственных активов в качестве компенсации за ущерб, который стал прямым следствием противоправного поведения России», — отметили эксперты.

Среди тех, кто подписал письмо, — профессор и бывший декан Йельской школы права Гарольд Хонджу Кох, который также был юридическим советником Госдепартамента США при администрации Барака Обамы, и Филип Зеликоу из Гуверовского института, адвокат и бывший кадровый дипломат, работавший в правительстве при разных президентах, в том числе в качестве стратегического консультанта в администрации Джо Байдена. Семь из оставшихся подписантов — ученые и практикующие специалисты в области международного права из Европы и один — из Японии.

Хотя юридическая экспертиза возможной конфискации была запрошена заинтересованными правительствами, в том числе из G7, авторы письма написали, что «никто из них не действует от имени спонсоров или клиентов». В письме сообщается, что Кох представляет Украину в некоторых международных трибуналах.

По мнению ученых, такая контрмера как арест активов “была бы незаконной, если бы применялась против невиновного государства, не нарушившего своих международных обязательств”. Однако такие действия, утверждают они, допускаются, если они принимаются против нарушающего государства с целью убедить его прекратить свои незаконные действия и соблюсти обязательства по выплате компенсации пострадавшей стороне. Либо, если попытка убедить оказалась неудачной, добиться этой компенсации с использованием активов государства, нарушившего свои международные обязательства.  

В своем письме эксперты по правовым вопросам рекомендуют государствам, заморозившим активы РФ, передать их международному механизму под своей юрисдикцией, который затем сможет направить депонированные средства на поддержку программ по восстановлению и поддержке Украины.

Европейский союз, страны “Большой семерки” и Австралия заморозили около 260 млрд евро ($280 млрд долларов) суверенных активов РФ в виде ценных бумаг и денежных средств, причем более двух третей этих средств заморожено в ЕС (Минфин России оценивал замороженные активы в $300 млрд). Все перечисленные страны, поддерживающие Украину в вооруженном конфликте с Россией, согласны с тем, что эти средства должны оставаться недоступными для РФ, если она не согласится помочь в восстановлении Украины, но пока они расходятся во мнениях относительно того, что именно делать с этими активами. Проблема усугубляется тем, что потребности Украины в финансировании остаются неизменно высокими, а вооруженный конфликт “не подает признаков прекращения”, пишет Bloomberg. 

Среди вариантов использования доходов замороженных средств ЦБ в настоящее время рассматриваются изъятие процентов от их использования для помощи Украине (этот вариант продвигают, в основном, европейские страны), конфискация всех замороженных российских активов (этот шаг поддерживают США и Великобритания), а также, как компромиссная между позицией Вашингтона и более осторожной линией ЕС, идея использовать замороженные активы в качестве залога для привлечения долговых средств для Украины. Последнее предложение, впрочем, раскритиковала генеральный директор международного депозитария Euroclear Лив Мострей, где хранится основная часть замороженных средств ЦБ. По ее словам, этот план «довольно близок косвенной конфискации» активов, и он делает компанию подверженной судебным искам. Схожие опасения также выражали представители Франции, Германии, а также Европейского центрального банка (ЕЦБ): по их мнению, арест активов несет множество юридических рисков, а также может повредить стабильности евро и инвестклимата. 

Российские власти, в свою очередь, назвали план по конфискации своих активов «пиратством 21 века» и заявили, что Москва примет жесткие ответные меры. В середине января агентство Bloomberg сообщило, что Россия изучает юридические ответные меры при попытке конфисковать ее активы. По данным издания, Банк России намерен сотрудничать с международной юридической компанией для представления интересов страны в случае судебного разбирательства.