Регулятор и крупные банки пока не смогли побороть целый пласт мошеннических операций, признал зампред Сбербанка Станислав Кузнецов. Среди фрод-технологий он выделил: использование мошенниками simbox оборудования (используется для массовой рассылки сообщений или звонков, применяется в телефонном мошенничестве — FM), виртуальные АТС, звонки гражданам через мессенджеры.

“Мы фиксировали по традиционному направлению до 8 миллионов телефонных звонков в сутки гражданам России. Но с учетом мессенджеров эта цифра значительным образом увеличилась. Мы сегодня допускаем, что до 15 миллионов попыток телефонных звонков гражданам России происходит ежедневно, с учетом вот этих новых каналов по трем направлениям (simbox, виртуальные АТС и менеджеры — FM)”, — пояснил Кузнецов.

Несмотря на надёжную, со слов Кузнецова, защиту и формирование единой базы телефонного антифрода Роскомнадзором, а также защиту клиентов со стороны операторов, по данным Центробанка, ежегодно фиксируется рост ущерба примерно на 2 млрд рублей от телефонного мошенничества.

В качестве одного из вариантов минимизации рисков Кузнецов предложил объединить подходы по статистике правоохранительных органов, банков и регуляторов в единую систему. К тому же, он подчеркнул необходимость создания единой платформы обмена информацией, включая рисковые события в области киберпространства, в онлайн-режиме для всех банков.

В 2024 году мошенники активно пытаются получать доступ к клиентским данным — учетным записям или клиентской биометрии — через подрядчиков, имеющим доступ к системам, инфраструктуре, указал зампред правления банка ВТБ Вадим Кулик. Он напомнил, как хорошо мошенники научились подделывать голоса. И говорил, что банки пока не знают зачем и как мошенники планируют использовать похищенные данные.

Создание такой антифрод-платформы поддержал ЦБ, однако банки так и не смогли объединиться. «Большинство участников считает, что затраты на создание этой платформы со стороны участников будут гораздо больше, чем эффект от них. И не все банки готовы делиться данными с внешней платформой», — сказала она. Набиуллина признала, что ЦБ не видит способов как эту ситуацию улучшить.

ЦБ готов применять надзорные меры к финансовым организациям, которые некачественно отчитываются о мошенничестве, сообщила глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она отметила необходимость повышения отвественности за утечку данных клиентов, уточнив, что ее можно идентифицировать по источнику. Она добавила, что финансовые институты научились защищать свои интересы и уменьшать потери, но клиенты все еще остаются уязвимыми перед мошенниками.

Социальная инженерия все больше перетекает в кредитный фрод, <…>. Люди все чаще берут миллионные кредиты и отдают их мошенникам. По нашей статистике, каждый четвертый рубль, похищенный из банков, это заемные средства. У каких-то банков больше, у каких-то меньше. Есть банки у которых даже половина средств, похищенных мошенниками, это те средства, которые люди взяли взаймы.