Прошлый год стал годом экспансии для национальной валюты Китая в России: расширение использования юаней в 2023 году наблюдалось по всем ключевым статьям баланса российских банков  – депозитам, кредитам, а также ценным бумагам. Об этом говорится в «Обзоре рисков финансовых рынков», подготовленном ЦБ РФ.

На  начало января 2024 года объем текущих и срочных средств юридических и физических лиц в юанях в российской банковской системе превысил объем депозитов в долларах США ($68,7 млрд против $64,7 млрд). Таким образом, среди иностранных валют юань вышел на первое место по объему депозитов с долей 5,6% от всех депозитов, включая рубли и «токсичные» валюты, отмечается в материалах Центробанка. 

По «нетоксичным» иностранным валютам доля юаня превышает 96%, то есть валютные депозиты и текущие счета в  российской банковской системе в значительной мере переориентировались на юани. За  2023 год объем депозитов в юанях вырос в два раза  – с  $34,2 млрд до $68,7 млрд. Параллельно наблюдался рост кредитования в  юанях в 3,6 раза – с $12,7 млрд до $46,1 млрд. 

В ЦБ объясняют рост в основном конвертациями кредитных договоров в юани из «токсичных» валют, однако отмечают, что также расширяется и обслуживание экспортных операций, а также использование юаня в качестве средства сбережения. По данным регулятора, в условиях повышения спроса на юань как валюту сбережений и заимствований в 2023 году наблюдалось и повышение доходности инструментов в юанях. При этом динамика ставок по финансовым инструментам отличается от динамики ставок в Китае, что вызвано действующими в нем валютными ограничениями, приводящими к невозможности активных внешних заимствований, отсутствию трансграничного рынка ПФИ. Так, доходность индекса российских облигаций, номинированных в юанях, в 2023 году выросла с 3,85% до 5,86%, в то время как ставки по китайским государственным облигациям в среднем снижались. 

Однако депозиты — не единственная победа юаня на российском финансовом рынке. В структуре биржевого валютного рынка в январе 2024 года на операции с юанем впервые пришлось более половины торгов: доля юаня составила 50,6% против 44,6% в декабре. Доля же «токсичных» валют за эти же месяцы снизилась до 48,7%. Хотя, по данным ЦБ, на внебиржевом сегменте наблюдалась противоположная ситуация: в январе доля юаня снизилась до 33,6%, а «токсичных» валют – увеличилась до 61,8%. Во внешнеторговых операциях в декабре доля юаня в экспортной выручке выросла до 35,8%, а в расчетах за импорт – до 37,0% (в стоимостном выражении – $14 млрд и $11,4 млрд соответственно). 

Объем юаневых облигаций во владении банками в 2023 году увеличился незначительно – с $7,6 млрд до $8,3 млрд, при этом общий объем облигаций, номинированных в юанях, на российском рынке ценных бумаг вырос на 43% и по состоянию на 1 января 2024 года составил $11,8 млрд. Также российские банки выпустили небольшой объем облигаций, эмитированных в юанях (эквивалент $0,17 млрд на начало текущего года).