Ситуация с задолженностью по потребительским кредитам в Казахстане и Узбекистане становится критической — настолько, что может представлять угрозу для финансовой стабильности экономик этих двух стран. Об этом говорится в аналитической статье экономистов Всемирного Банка (World bank), опубликованной на сайте финансовой организации. 

“После кризиса COVID-19 потребительская задолженность в Казахстане и Узбекистане резко возросла, а чрезмерная задолженность и потребительские дефолты достигли поразительных масштабов”, — говорится в материале. 

Так, по данным Всемирного банка, казахстанские банки — в основном из-за неэффективной практики кредитования в прошлом — столкнулись с высокими потерями по корпоративным кредитам, что, наряду с другими факторами, побудило их сменить бизнес-модель с корпоративного на потребительское кредитование. Вследствие этого резко возросли объемы кредитования физических лиц: на 41% в 2021 году и на 31% в 2022 году. Такая быстрая кредитная экспансия начал сопровождаться ростом неплатежей по потребительским кредитам: неработающие потребительские кредиты (NPL) выросли на 40% в 2022 году и на 31% за первые восемь месяцев 2023 года. В среднем, из 20 миллионов населения 1,5 миллиона казахстанцев задерживают выплаты по потребительским кредитам на 90 и более дней. 

В Узбекистане темпы кредитование физлиц росли чуть менее бурно: после рекордного 2019 года, когда объем займов населению увеличился на 64%, в период с 2020 по 2022 год ежегодный рост составил 37%, поскольку банки также ориентировались и на другие сегменты кредитования. В 2023 году Центральный банк Узбекистана ввел ограничения на кредитование, чтобы сдержать этот всплеск. Однако, как и в Казахстане, дефолты участились: коэффициент неработающих кредитов вырос в три раза с 2020 года и достиг 6,8% к 2021 году. Хотя с тех пор этот показатель снизился, в последнем отчете ЦБ о финансовой стабильности сообщается, что к 2022 году заемщики с ипотечными и потребительскими кредитами должны были использовать 60-70% своего дохода для погашения долга.

“Столь стремительный рост числа дефолтов представляет угрозу для финансовой стабильности двух экономик. С социальной точки зрения, чрезмерная задолженность может снизить располагаемый доход домохозяйств и заметно ухудшить их благосостояние, вызывая социальную изоляцию и бедность”, — говорится в материале экономистов. По их данным, предварительная оценка показывает, что в то время как банковская система Узбекистана может “дать многообещающие результаты” в урегулировании чрезмерной задолженности населения, то система Казахстана может с этой задачей не справиться, если власти не введут новые реформы в области потребкредитования.

В качестве мер, которые могут помочь решить проблему, экономисты Всемирного банка называют оптимизацию системы банкротства физический лиц, финансовое просвещение населения, а также защиту прав потребителей финансовых услуг.